Великий Пост и жизнь христианина (4)
Что такое пост, в чем его смысл и для чего он нужен? Что такое дух, каким образом пост дает свободу нашему духу, и свободу от чего? Что такое страсти душевные, душевные желания и стремления? Вреден ли пост для здоровья? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью порталу «Русский Афон» рассказывает антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы иеромонах Кирион (Ольховик), подвизающийся на Афоне уже более 29 лет.
Окончание. Начало в КД №239, март 2023
– Скажите, а как постится о. Игумен Иеремия? Ведь ему пошел уже 101 год?
– Отец Игумен Иеремия, не смотря на свой возраст, постится также строго, как и все братия и ходит на все богослужения. Он всем нам задает пример. Помню, как в 97 лет, он стал просить прощения у братии, что не может более делать земных поклонов. Многие прослезились тогда от такого смирения. Ведь он мог ничего не говорить, и так всем понятен его почтенный возраст. Однако, несмотря на годы и естественную старческую немощь, дух его по-прежнему бодр. И именно горящий дух, подкрепляемый благодатью Божией, вдохновляет его противостоять возрасту и естественной немощи. «Пою Богу моему, дондеже есмь» (Пс. 145, 2), – его любимое выражение.
– И все же, что делать, чтобы не унывать Великим постом?
– Вести духовную жизнь. По мере вашего преуспеяния в этом делании, будет появляться опыт. Постарайтесь не думать о пище, о развлечениях в дни строгого поста. Постарайтесь забыть о них, а также об интернете, телевизоре. Это касается, прежде всего, самой первой и последней седмиц. Эти мысли навевают унывающие душа и тело. Но вы вслушивайтесь в пение и чтение на службе, больше молитесь, читайте Евангелие и Псалтирь, читайте духовные книги, занимайтесь духовным самообразованием. И почаще благодарите Господа. Благодарите за то, что дал вам возможность войти во Святой пост, просите, чтобы помог его совершить. Это и есть та пища, которая насыщает наш дух, а лучше сказать – это та жизнь, которой он живет. Плотской и душевный человек не знает этого горизонта. Но каждый православный христианин должен найти его. Иначе пост для него будет бессмысленно строгим самоистязанием, иначе будет расти стремление упростить и облегчить пост до минимума «неудобств». И вместо школы, обучающей нас духовной жизни, мы получим фарисейски облегченную имитацию древнейшей христианской традиции.
Берегите все установления нашего православного поста – это наше духовное богатство, это ключ к духовной жизни. Без поста мы потеряем православие.
Благословитесь на чтение какой-либо духовной литературы на время поста. Святоотеческие творения дадут в пищу нашему уму, а также и сердцу, совершенно новые помыслы, новые смыслы. Этим мы перенастроим наше устроение с плотского или душевного на духовный лад. Это и есть постепенное воспитание духовного восприятия.
Но есть еще и другой очень важный фактор: человек начинает постепенно ощущать действие благодати Божией, которая начинает посещать его дух, просвещать ум, очищать сердце, укрощать волю, усмирять и обуздывать страсти.
– Действие благодати Божией является самым главным фактором в духовной жизни?
– Одним из самых главных. Таких факторов – два. О первом мы уже подробно поговорили. Это произволение самого человека. Без нашего желания изменить себя, благодать ничего не может сделать. Она может призвать человека. Но лишь в нашей власти ответить этому призыву или нет. Начать жить духовно или нет.
Благодать никогда не будет нарушать нашей свободы. Соработничество этих двух факторов дает тот удивительный результат, который мы и называем святостью.
– То есть, пост не ограничивает, а наоборот, обеспечивает нашу свободу в высшем смысле этого слова. Так?
– Совершенно верно. Пост дает возможность человеку реализовать самое наивысшее свое право и самую наивысшую свободу, которые не задекларированы ни в одном международном документе: свободу от греха и право на святость.
Монастыри – это авангард Церкви. Очень важно, чтобы хотя бы в них соблюдались посты так, как предполагает это устав, разработанный богомудрыми святыми отцами на основе опыта, как их самих, так и прежде бывших поколений отцов. Ведь именно монастыри держат ту высокую планку идеала христианского благочестия, на которую ровняется вся Церковь. Именно поэтому все еретики и богоборцы прежде всего ополчаются на институт монашества. Сейчас это делается более искусно, более коварно. Монашество пытаются подорвать изнутри, пытаются ослабить его дух, его ревностный настрой. Ведь тогда неминуемо понизится уровень благочестия во всей Церкви. Монашествующим нельзя об этом забывать. Как зеницу ока должны они блюсти свое иноческое делание, нравственность, блюсти подвижнический дух, хранить послушание, молитву и пост. Тогда и вся Церковь, все верующие будут равняться на них и возрастать духовно.
– Без этого понимания не будет возрождения Святой Руси?
– Без этого понимания мы не сможем возродить и сохранить нашу святорусскую, восточнохристианскую цивилизацию, основанную на Евангелии. Без молитвы и поста мы не сможем противостоять наступлению всеобщей апостасии, всеобщего отступления от Евангельского идеала, итог которого – воцарение антихриста. Более того, мы сами попадем в этот водоворот отступления.
Если мы самим образом нашей жизни признаем доминирование недуховных начал, тогда мы исподволь становимся последователями идей чуждой нам антихристианской цивилизации, для которой пост, аскеза, богообщение являются противоестественными актами.
– Всем известна Евангельской фраза нашего Спасителя о посте и молитве, что только при их помощи можем освободиться от лукавого воздействия (Мф. 17, 21).
– На самом деле – это одна из ключевых фраз Евангелия. Потому что молитва, общение с Богом, общение не формальное, а глубокое, личное – это суть духовной жизни человека; а пост и подвижничество – это средство самонастройки на правильный духовный лад, это способ не потерять молитвенного и духовного устроения, способ не скатиться в то состояние, которое несовместимо с молитвой, с духовной жизнью, с богообщением и в конечном итоге – с обожанием.