Великий Пост и жизнь христианина (3)
Что такое пост, в чем его смысл и для чего он нужен? Что такое дух, каким образом пост дает свободу нашему духу, и свободу от чего? Что такое страсти душевные, душевные желания и стремления? Вреден ли пост для здоровья? Об этом и многом другом в эксклюзивном интервью порталу «Русский Афон» (www.afonit.info) рассказывает антипросоп Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы иеромонах Кирион (Ольховик), подвизающийся на Афоне уже более 29 лет.
Продолжение. Начало в КД №239, март 2023
– Многие боятся поста. Есть даже стремление его ослабить по той причине, что это якобы рудимент средневекового мракобесия. Вы же говорите о коррекции нашей жизнедеятельности.
– Считать пост тягостной повинностью, пережитком средневековья – грубейшая ошибка. Пост, и особенно Великий пост со всеми его строгостями, – это якорь, который не дает возможности нашей православной Церкви отколоться от Евангельского идеала. Если бы не было поста, и особенно Великого, мы бы уже давно не были бы христианами в полном смысле этого слова. Посмотрите на протестантские конфессии: отвергнув пост, они все дальше отходят от Евангелия. И даже в некоторых православных Церквях, там, где наметилась тенденция к реформаторству, к «упрощению» канонов, очень сильно ослабился духовный настрой верующих, ослабилась духовная ревность. Потому что понизилась планка духовного идеала. Сегодня эту планку держат достаточно высоко лишь Русская Церковь и Афон. Поверьте, для людей, хоть немного вкусивших действия благодати, хоть немного имеющих понятие о духовной жизни, наступление поста воспринимается, как праздник. Они входят в пост светлыми, радостными, счастливыми, а не сетующими и унылыми. И чем больше опыт духовной жизни у человека, тем эти христианские чувства преобладают; они помогают проходить постное время с его резким и жестким ограничением.
– Если пост является нашей насущной необходимостью, как воздух, то почему же тогда мы ощущаем дискомфорт, погружаясь в первую седмицу Великого поста?
– Это можно объяснить тем, что мы не живем полноценно духовной жизнью, хотя и почитаем себя людьми церковными и духовными. Уныние и дискомфорт, ощущаемые многими в эти дни, связаны с тем, что первая седмица жестко ограничивает и пресекает удовлетворение тех телесных и душевных потребностей, к которым мы привыкли, а лучше сказать – пристрастились. Нет обычной сытной, вкусной и сладкой пищи, нет обычных увеселений и развлечений, нет всего того, что любят наши душа и тело. Вот они-то и унывают, вот им-то и дискомфортно. Они требуют, чтоб им дали их привычную среду. Другими словами, если мы испытываем уныние и дискомфорт в первые дни Великого поста, значит, мы являемся более душевными и плотскими людьми, в зависимости от того, о чем скучаем, нежели – духовными.
– А как чувствуют себя люди духовные?
– Духовными можно считать тех людей, как мы с Вами говорили, которые не давали и в остальное время довлеть над своими духовными потребностями желаниям плоти и души, и тем более – греховным страстям. Око их души – дух, не затуманено житейскими попечениями и страстями; оно непрестанно взирает к Богу и держит в узде и душу, и плоть, желания и душевные и телесные. Им не нужно менять образ жизни, образ своего внутреннего устроения. Для них эта перенастройка происходит совершенно безболезненно. С наступлением поста они чувствуют себя еще более легкими, еще более свободными, ведь наступило время сугубо духовного делания, делания, которое составляет для них весь смысл жизни. Пост для них – настоящий праздник, который усугубляется единым порывом всей Церкви, всех верующих. Этот единый порыв Церкви, словно могучий корабль, помогает и облегчает всем верующим прохождение Великого поста, который святые отцы сравнивают со стихией морской пучины.
– Вреден ли пост для здоровья?
– Нет, пост совершенно безвреден для здоровья. Если Вы внимательно вчитаетесь в уставные требования, то Вы удивитесь, как там все продумано даже с точки зрения диетологии. Вообще это очень интересная тема для отдельного разговора. Сегодня появилось множество методик для так называемой «коррекции» фигуры и т.п. Но если бы люди соблюдали посты, то не было бы необходимости в этих коррекциях. В году существует четыре поста, среди которых Великий пост – самое идеальное время для похудения. Кроме того, практически на каждой недели есть возможность устраивать «разгрузочные дни» – среда и пятница. В пятницу, при желании и необходимости (а также и по благословению духовника) можно вообще обойтись без пищи. Многие диеты советуют не вкушать пищу после шести часов вечера. Но ведь это же самое рекомендует и Церковный устав, согласно которому прием пищи заканчивается после повечерия, которое положено совершать на закате солнца. Следующий прием пищи возможен, согласно устава, не ранее окончания литургии следующего дня (или, по крайней мере, не ранее употребления просфоры и святой воды). Устав подробно расписывает, когда можно есть молочную пищу, когда мясную, когда употреблять рыбу, а когда пищу даже без растительного масла. Уставное употребление пищи – лучшая диета. Кстати, некоторые люди говорят, что «церковники» после поста предаются объедению. Конечно, у некоторых христиан такая немощь присутствует. Однако церковная практика рекомендует очень аккуратный выход из поста, особенно из Великого. Пасха отнюдь не является поводом для объедения, лакомства и чревоугодия. Грубейшей ошибкой является устраивание обильных трапез сразу после пасхальной заутрени. Опытные христиане знают это и берегут себя.
Если бы люди соблюдали посты, то не было бы необходимости в различных методах похудения и коррекции фигуры
Православный устав о посте предполагает разные степени воздержания, которые могут подойти для разных возрастов, разных степеней духовного личного уровня, разных состояний здоровья. Конечно, существуют болезни, совершенно не совместимые с постом. Но мы ведь с Вами говорили, что пост это не столько воздержание от пищи, сколько перенастройка своего внутреннего состояния на духовный лад. Поэтому, если здоровье не позволяет поститься в отношении скоромной пищи, это не отменяет возможности воздерживаться от вредных привычек, суеты и прочего. Церковь не требует от людей с такими недугами, а также от пожилых людей строгого воздержания от пищи. Во всем должна быть своя мера, рассуждение и благословение духовного отца, или же совет более опытных в духовной жизни людей, которым Вы доверяете.
Пост это не столько воздержание от пищи, сколько перенастройка своего внутреннего состояния на духовный лад.
Продолжение следует