Русская Православная Церковь Заграницей (29)

На фото: Архиерейский Собор, 1946, Мюнхен (слева-направо). 1-й ряд: епископы Серафим, Леонтий, архиепископ Пантелеимон, митрополит Анастасий, епископы Димитрий, Григорий и Александр. 2-й ряд: епископы Стефан, Феодор, Афанасий, Филофей, архиепископ Венидикт, епископ Евлогий

Митрополит Серафим опасался расправы, причем не только со стороны советских агентов, но и со стороны французов. Распространялись слухи о расправе над митрополитом Анастасием, а на дверях дома, где жил митрополит Серафим, появилась надпись: «Здесь живет сотрудник немцев». Поэтому митрополит Серафим планировал свой переход в МП фактически единолично, не ставя в известность ни епископов, ни подчиненных ему священников.

В августе 1945 года представитель МП митрополит Николай (Ярушевич) прибыл во Францию и вступил в переговоры с митрополитом Серафимом. Согласно отчету патриаршей делегации при первой встрече убедить митрополита Серафима не удалось, но последующие беседы привели к нужному результату. Сам владыка Серафим говорил, что митрополит Николай дал ему гарантию, что от западно-европейских приходов теперь не требуется ни лояльности, ни поминовения властей. 31 августа 1945 года митрополит Серафим был принят в МП.

7 сентября 1945 года митрополит Серафим (Лукьянов) направил циркуляр приходам с требованием подчиниться московскому священноначалию по причине упразднения Зарубежного Синода. Часть приходов пошла за митрополитом Серафимом, часть стала искать архиерея, которому можно было бы подчиниться. Митрополит пытался воздействовать на тех, кто предпочел остаться в РПЦЗ.

Приходы присоединялись к МП неохотно. А спустя несколько месяцев начался обратный процесс: приходы стали возвращаться в подчинение митрополита Анастасия. К декабрю 1945 года от митрополита Серафима ушли в РПЦЗ приходы в Лондоне, Брюсселе, Женеве, Цюрихе, Медоне, а также Кадетский корпус в Версале. В последующие годы положение приходов МП во Франции еще более ухудшилось.

Епархиальное устройство РПЦЗ в 1946-1950 гг.

После выхода МП на международную арену и перехода ряда иерархов и приходов РПЦЗ в МП главной задачей руководства РПЦЗ стало сохранение единой церковной структуры. Центром Зарубежной Церкви после Второй мировой войны стал Мюнхен, находившийся в зоне американской оккупации. В начале 1946 года американская администрация предоставила Синоду просторное здание, где разместилась канцелярия и была освящена домовая церковь в честь равноапостольного Великого князя Владимира.

В 1946 году в подчинении Зарубежного Архиерейского Синода находились следующие архиереи: в Европе это были митрополит Анастасий (Грибановский), митрополит Серафим (Ляде), епископ Василий (Павловский), епископ Александр (Ловчий); в Китае – епископ Иоанн (Максимович); в Южной Америке – архиепископ Бразильский Леонтий (Филиппович); в Северной Америке – митрополит Феофил (Пашковский), архиепископы Виталий (Максименко), Тихон (Троицкий), Леонтий (Туркевич), Иоасаф (Скородумов), епископы Иероним (Чернов), Алексий (Пантелеев), Макарий (Ильинский), Иоанн (Злобин), Вениамин (Басалыга).

Большой проблемой для архиереев РПЦЗ была их разрозненность. Отрезанные друг от друга иерархи имели смутное представление о том, как складывается жизнь не только в отдаленных, но и в соседних епархиях. Отсутствовало сообщение даже между зонами в Германии, контролируемыми союзниками.

Число русских эмигрантов в Западной Европе выросло за счет беженцев из Советского Союза, лиц, вывезенных в Германию на работы, а также военнопленных. Большое количество беженцев сосредоточилось в Германии. На епархиальном собрании в Мюнхене 7-9 августа 1947 г. было представлено 126 германских приходов. К 1948 году во Франции было 12 приходов, в Швейцарии – 5, в Великобритании и Бельгии – по 3, в Италии – 2. В некоторых странах, где находились лагеря перемещенных лиц, также формировались русские общины.

Важное значение для организации церковной жизни Зарубежной Церкви имел Архиерейский Собор, открывшийся в Мюнхене 6 мая 1946 г. В Соборе приняли участие митрополиты Анастасий (Грибановский), Серафим (Ляде), Пантелеимон (Рожновский), архиепископы Пантелеимон (Рудык), Венидикт (Бобковский), Филофей (Нарко), епископы Стефан (Севбо), Леонтий (Филиппович), Евлогий (Марконский), Феодор (Рафальский), Димитрий (Маган), Афанасий (Мартос), Григорий (Боришкевич), Нафанаил (Львов), Александр (Ловчий), Серафим (Иванов).

Собор утвердил присоединение к РПЦЗ иерархов Белорусской и Украинской автономных Церквей, а также определил свою позицию по отношению к Украинской автокефальной Церкви, возглавляемой митрополитом Поликарпом (Сикорским) и вступившей в общение с самосвятами Липковского раскола.

Архиерейский Собор заявил, что приниматься в Православную Церковь украинские автокефалисты могут только в качестве мирян.

На Соборе было вынесено решение об отношении к советской Московской патриархии: «Высшее церковное управление в России в лице главы Русской Церкви патриарха Алексия неоднократно уже обращалось к зарубежным епископам с увещанием войти в каноническое подчинение Патриархии, но, повинуясь велениям своей пастырской совести, мы не находим для себя нравственной возможности пойти навстречу этим призывам до тех пор, пока высшая церковная власть в России находится в противоестественном союзе с безбожной властью и пока вся Русская Церковь лишена присущей Ей по Ее Божественной природе истинной свободы».

На Соборе были приняты назначения на епископские кафедры в Северной и Южной Америке, куда направились массы новых беженцев, а также в Австралии и Европе.

В послевоенные годы в РПЦЗ стал формироваться новый духовный центр. Им стал Свято-Троицкий монастырь в Джорданвилле (NY). Основанный в 1929 году иеромонахом Пантелеимоном (Нижником), монастырь был освящен в 1935 году архиепископом Виталием (Максименко). После войны состав братии монастыря пополнился монахами обители Иова Почаевского, переехавшими из словацкого села Ладомирово. В монастыре начали издаваться большими тиражами труды святых отцов, богослужебная и апологетическая литература. С января 1947 года здесь возобновилось издание журнала «Православная Русь», выходившего в Словакии до 1944 года. В 1948 году стала действовать духовная семинария.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети