Русская Православная Церковь Заграницей (25)

В своем Соборном послании архиереи писали: «Собор русских архиереев за границей обращает свой взор к Вашему Императорскому Высочеству, чтобы единодушно приветствовать Вас в качестве Главы Российского Императорского Дома и призвать благословение Всевышнего на Ваше служение России, коему Вы посвятили себя, приняв на себя по праву первородства это высокое звание. <…> Собор усердно молит Божественного Мироправителя, да дарует Вам мудрость уразуметь знамения времен и да облечет Вас крепостью и мужеством, дабы в подобающее время вступить в великое дело освобождения порабощенной безбожной властью родной земли, объединив вокруг себя весь русский народ. <…> Верная хранительница священных отеческих преданий, Русская Зарубежная Церковь исповедует свое непоколебимое убеждение, что только в тесном, неразрывном сотрудничестве с Православной Церковью будущая государственная власть окажется способной восстановить прежнюю мощь и органическое единство России и что только образ Царя, Помазанника Божия, как Верховного Главы и Водителя Русской земли, отвечает заветным чаяниям Русского Православного народа».

Русская Зарубежная Церковь в 1939-1945 гг.

В годы Второй мировой войны Зарубежный архиерейский Синод действовал в составе всего двух архиереев. Это были митрополит Анастасий (Грибановский) и архиепископ Феофан (Гаврилов). После смерти архиепископа Феофана обязанности секретаря Синода короткое время выполнял архиепископ Серафим (Соболев), находившийся в Болгарии. Затем из Германии в Белград для восполнения состава Синода был послан епископ Василий (Павловский).

Особое положение Германской епархии было обусловлено расширением территории Третьего рейха. С началом Второй мировой войны увеличилось количество православной паствы и в Германию хлынул поток священников, бежавших с территорий, оккупированных Советским Союзом. Таких священников было более 80.

Министрерство культов Германии стремилось создать в Германии и на оккупированных ею территориях единую епархию, которая в перспективе могла перерасти в Германскую православную церковь. Под давлением властей в состав Германской епархии РПЦЗ вошли приходы Западно-Европейского экзархата, а также приходы в Чехии епископа Сергия (Королева), викария митрополита Евлогия. 3 ноября 1939 г. пять евлогианских общин в Германии и две общины в Чехии были объединены под властью епископа Сергия и вошли в состав Германской епархии. Самостоятельность этих общин оставалась очень широкой, их отделение от Западно-Европейского экзархата считалось временным, и на богослужениях там поминали митрополита Евлогия.

В состав Германской епархии вошли и приходы Чешской церкви. В мае 1941 г. к архиепископу Серафиму (Ляде) обратился епископ Горазд (Павлик) – глава Чешской епархии Сербской Православной Церкви. Епископ Горазд просил принять его в епархию (20 приходов и около 25000 верующих) под покровительство и защиту Германской епархии. Митрополит Западно-Европейский Серафим (Лукьянов), находившийся в Париже и не имевший возможности посещать свои приходы в других государствах, также согласился передать местные приходы Германской епархии. В ее состав были включены приходы Австрии, Судетской области, Словакии, Богемии, Моравии, Люксембурга и Бельгии. 26 мая 1942 г. с разрешения правительства Германии было принято решение о преобразовании Германской епархии в Средне-Европейский митрополичий округ. Возглавил его владыка Серафим (Ляде), в июне того же года ставший членом Архиерейского Синода. Позднее в округ были включены венгерские приходы.

В западных районах Польши, непосредственно присоединенных к Германии, храмы Польской православной церкви вошли в подчинение архиепископа Серафима (Ляде). Германской епархии они принадлежали почти до окончания Второй мировой войны. В остальной части Польши (Польском генерал-губернаторстве) в течение года ситуация была неопределенной.

После вступления германских войск в Польшу некоторое время не было известно, остался ли в живых глава Польской церкви митрополит Дионисий (Валединский). У Архиерейского собора 1939 г. имелись сведения, что митрополит Дионисий во время боевых действий находился в Почаеве и был захвачен большевиками. В связи с этим Собор направил в Польшу архиепископа Серафима (Ляде). Архипастырь должен был разобраться в обстановке и в случае необходимости взять на себя управление польскими приходами. На месте выяснилось, что митрополит Дионисий находится под домашним арестом, причиной которого стало его антигерманское послание, изданное после нападения Германии на Польшу. Однако формально митрополит сохранял за собой руководство местной Церковью. Поэтому в управление польскими приходами архиепископ Серафим так и не вступил.

Положение митрополита Дионисия было очень сложным. В Польском генерал-губернаторстве основную часть православных составляли украинцы, стремившиеся к созданию своей национальной церковной структуры, в которую митрополит Дионисий не вписывался. 23 ноября 1939 г. митрополит Дионисий заявил об упразднении польской автокефалии по причине прекращения существования независимой Польши, а накануне, 22 ноября, передал власть архиепископу Серафиму (Ляде), который вступил в переговоры с местной администрацией об организации здесь епархии РПЦЗ. До окончательного решения этого вопроса в храмах продолжали поминать митрополита Дионисия.

Летом 1940 г. архиепископ Серафим приступил к налаживанию церковной жизни на территории Польши. Однако в дальнейшем мнения различных германских ведомств относительно Польской церкви разделились. Если министерство культов планировало включить эти территории в состав Германской епархии РПЦЗ, то руководство национал-социалистической партии настаивало на сохранении Польской церкви и создании с ее помощью ураинизированной церковной структуры. Генерал-губернатор Франк также сочувствовал украинским националистам и стремился максимально ограничить влияние РПЦЗ на подконтрольной ему территории.

На дальнейшее развитие ситуации повлияла позиция патриарха Константинопольского Вениамина, который не признал увольнение митрополита Дионисия и высказался против прав архиепископа Серафима (Ляде) на управление Церковью в Польше. Хотя архиепископ Серафим со своей стороны не настаивал на своей власти в генерал-губернаторстве, против него было развернута кампания в печати, его обвиняли в узурпаторстве.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети