Русская Православная Церковь Заграницей (21)

Архиерейский Собор РПЦЗ 1936 г.

10 августа 1936 г. скончался глава Русской Зарубежной Церкви Блаженнейший митрополит Антоний (Храповицкий). 12 августа тело усопшего владыки после заупокойной литургии и панихиды, отслуженных в патриаршем соборе в Сремских Карловцах патриархом Варнавой, было перевезено в Белград, в Кафедральный собор Архистратига Михаила. После установления там гроба русские и сербские священники днем и ночью читали над ним Святое Евангелие. И днем и ночью стояли в глубоком трауре фигуры женщин – прихожанок владыки еще по России. Они горько плакали не столько о почившем, сколько о себе самих, осиротевших без своего пастыря и учителя.

13 августа в Кафедральном соборе Белграда заупокойную литургию служили: патриарх Варнава, митрополит Анастасий, архиепископ Гермоген, епископы Митрофан, Викентий, Симеон, Савва и свыше 20 архимандритов, протоиереев, иереев и диаконов. В конце литургии патриарх Варнава взошел на свою патриаршию кафедру и произнес надгробную речь. Он сказал: «Имя митрополита Антония связано с громадным периодом развития великой духовной мощи Русской Церкви и русского народа, развитием русской богословской мысли и русской церковной литературы. Я уже имел случай говорить и вновь повторяю, что митрополит Антоний должен быть поставлен в один ряд с великими иерархами первых веков христианства. <…> Прощаясь ныне с митрополитом Антонием, стоя у его бездыханного тела, мы все должны навсегда сохранить его священный завет о том, чтобы православная царская Россия была бы восстановлена во что бы то ни стало. В этом спасение всех нас. Это всегда чувствовал наш великий покойник, чувствую это и я, чувствуете это и все вы».

После проповеди патриарха начался чин отпевания. Из кафедрального собора погребальная процессия двинулась по белградским улицам к русской Свято-Троицкой церкви. Здесь было совершено заупокойное моление, после чего процессия отправилась на новое кладбище к Иверской часовне, под сводами которой по благословению владыки было заранее устроено 4 склепа и в одном из них был поставлен гроб митрополита.

15 сентября 1936 г. в Сремских Карловцах начал свою работу Архиерейский Собор РПЦЗ, продолжавшийся до 29 сентября. Зарубежный Синод заранее направил митрополиту Евлогию приглашение на Архиерейский Собор, но мититрополит туда не приехал. На соборе выразили сожаление, что митрополит Евлогий отверг «Временное положение», но при этом подчеркнули, что единство с митрополитом Евлогием возможно «только при непременном условии восстановления единства русской церковной юрисдикции за рубежом». Пребывание митрополита в подчинении Константинополю Архиерейский Собор назвал «актом неканоническим и противоречащим воле в Бозе почившего патриарха Тихона, бдительно охранявшего достояние Русской Церкви и самую ее независимость от посягательства на них со стороны Вселенского Престола».

Ради возможности мира в будущем Архиерейский Собор согласился с прекращением полемики друг с другом, при этом иерархи положительно оценили возможность сослужения с представителями Западно-Европейского экзархата.

22-24 сентября 1936 г. Архиерейский Собор принял «Временное положение», выработанное на Совещании 1935 г., а также постановил «оповестить глав всех автокефальных Церквей о признании учения отца Сергия Булгакова ересью и организовать комитет под председательством графа Грабе для охраны православной веры от лжеучений». На Соборе также был избран новый глава Зарубежной Церкви митрополит Анастасий Грибановский, ставший председателем Архиерейского Собора и Архиерейского Синода РПЦЗ.

Митрополит Анастасий (в миру Грибановский Александр Алексеевич) родился в священнеческой семье 6 августа 1873 г. в селе Батки Борисовского уезда Тамбовской губернии. Окончил Тамбовское духовное училище и духовную семинарию, в 1897 г. – Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 13 апреля 1898 г. пострижен в монашество. 23 апреля 1898 г. рукоположен в сан иеродиакона, а затем – иеромонаха. В августе того же года назначен помощником инспектора Московской Духовной семинарии. С 1900 г. – инспектор Вифанской духовной семинарии. В июле 1901 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Московской духовной семинарии. 29 июня 1906 г. хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии. 14 мая 1914 г. назначен на Холмскую и Люблинскую кафедру. 10 декабря 1915 г. перемещен на Кишиневскую и Хотинскую кафедру. С 6 мая 1916 г. архиепископ. Участник Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 гг. Избран членом Священного Синода и Высшего Церковного Совета Российской Православной Церкви.

В октябре 1918 г. выехал из Москвы в Одессу, надеясь урегулировать церковные дела в своей епархии в связи с захватом Бессарабии румынскими войсками. Отказавшись войти в Румынский Синод, он в 1919 г. на короткое время выбыл в Константинополь. После возвращения в Россию установил связь с Временным Высшем Церковным Управлением Юга России, назначившим архиепископа Анастасия главой русских православных приходов константинопольского округа. По возвращении в Константинополь возглавил русский комитет и проводил среди беженцев активную пасторскую работу.

В 1921 г. принял участие в проходившим в Сремских Карловцах Первом Русском Всезаграничном Церковном Соборе. Возглавил там отдел духовного возрождения России. 30 ноября 1921 г. прочел доклад по вопросу восстановления монархии в России.

В 1923 г. выступил против «реформаторства» на совещании Православных Церквей в Константинополе, оказавшемся под влиянием обновленчества. В 1924 г. был вынужден оставить город вследствие запрещения Константинопольской патриархии священнодействовать там. В 1924-1935 гг. наблюдал за деятельностью духовной миссии в Палестине. В 1935 г. патриархом Сербским  Варнавой возведен в сан митрополита и оставлен в Сремских Карловцах помощником митрополита Антония (Храповицкого), пребывавшего по старости в болезненном состоянии.



Добавить комментарий

Войти через соцсети