Русская Православная Церковь Заграницей (17)

Архиерейский Собор 1934 г.

Под влиянием преобладавшего общего настроения достигнуть церковного мира Архиерейским Собором 10 сентября 1934 года было решено снять с митрополита Евлогия и его викариев запрещение в священнослужении, наложенное на них в 1927 г. При этом Архиерейский Собор отметил, что окончательное объединение Русской церкви за рубежом наступит после выхода митрополита Евлогия из-под юрисдикции Константинопольского патриархата. Собор высказался также за то, чтобы до официального вхождения митрополита Евлогия в РПЦЗ полномочия архиепископа Серафима (Лукьянова) и епископа Тихона (Лященко) по управлению Западно-Европейской епархией должны быть сохранены. В ответ на эти решения 24 сентября 1934 года митрополит Евлогий объявил о снятии прещений с клириков, наложенных на них в связи с разделением.

Еще до открытия Архиерейского Собора митрополит Антоний получил из Москвы через митрополита Литовского Елеферия сообщение митрополита Сергия о прещениях, наложенных на владыку Антония и других русских иерархов в связи с требованием советской власти о закрытии Заграничного Архиерейского Собора и Синода. На это сообщение митрополит Антоний немедленно послал свой ответ.

Архиерейский Собор, одобрив личный ответ владыки Антония на указ митрополита Сергия о наложенных запрещениях на русских иерархов и обратился по этому поводу с окружным посланием к зарубежной пастве. Архиереи писали: «Обсудив содержание означенного Указа, Собор заграничных русских архиереев не может признать канонической силы за наложенными в нем определениями, как не имеющими под собой канонического основания».

Кроме перечисленных вопросов Архиерейский Собор рассмотрел различные текущие церковные дела. По предложению владыки Антония и с согласия патриарха Сербского Варнавы было решено пригласить архиепископа Анастасия (Грибановского) поселиться в Сремских Карловцах и принять на себя обязанности помощника председателя Архиерейского Синода ввиду болезни митрополита Антония.

Архиерейский Синод и Американская митрополия

Митрополит Платон (Рождественский), возвратившись после Архиерейского Собора 1926 г. в Северную Америку, опубликовал свое обращение к североамериканской пастве, в котором он объявлял, что Архиерейский Синод в Сремских Карловцах является учреждением неканоническим и что Северо-Американская епархия отселе будет считаться «самоопределяющейся Церковью», признающей для себя только местоблюстителя патриаршего престола в Москве митрополита Крутицкого Петра (Полянского).

Вместе с митрополитом Платоном это обращение подписали 4 его викария. Но один из них, состоявший на приходе в г. Сан-Франциско, епископ Аполлинарий (Кошевой), отказался подписать обращение и заявил, что он признает Заграничный Архиерейский Синод как каноническую инстанцию, повинуется ему как церковной судебно-административной власти и отрицает права Северо-Американской епархии на церковную самостоятельность.

1 февраля 1927 г. епископ Аполлинарий за свой отказ подписать обращение был лишен права служения и устранен от управления диоцезом в Сан-Франциско и настоятельства Свято-Троицкого прихода. Духовенство епархии было извещено, что ему строго запрещено служить с епископом Аполлинарием.

2 февраля 1927 г. митрополит Платон поручил своему викарию, епископу Сиро-арабскому Евфимию (Офейша) учредить новую церковную организацию «Святая восточная православная кафолическая церковь в Северной Америке». 14 сентября 1927 г. устав этой организации был утвержден Собором епископов в Америке под председательством митрополита Платона, а 1 декабря организация получила чартер в штате Массачусетс.

31 марта 1927 г. епископ Аполлинарий был назначен временным управляющим Северо-Американской епархии, а 5 сентября того же года утвержден в этой должности. Около епископа Аполлинария стало сплачиваться верное духовенство, церковно-общественные деятели и миряне, ревнители церковной правды и канонической чистоты церковной жизни.

8 сентября 1927 г. Архиерейский Собор РПЦЗ, действуя в качестве суда над митрополитом Платоном, определил: «Утвердить постановление Архиерейского Синода от 31 марта 1927 г. об увольнении митрополита Платона от управления Северо-Американской епархией и запретить священнослужение с пояснением, что со времени запрещения богослужения его безблагодатны, таинства, им совершаемые, не таинства, а совершаемые им хиротонии неканоничны».

Учреждение Американской автокефальной церкви во главе с епископом Сиро-арабским Евфимием встретило резкое осуждение со стороны Константинопольской церкви. Константинопольский патриарх Василий издал указ от 1 декабря 1928 г. за №2499, в котором было написано: «Конституция (организация) упомянутой Церкви есть всецело антиканонична (незаконна). Следовательно, Мать Святая Церковь отвергает эту новую русскую Церковь и требует абсолютно не входить ни в какие сношения (связи) с нею». Церкви других православных народов в Северной Америке также не вошли в эту организацию.

14 мая 1929 г. определением Архиерейского Синода епископ Аполлинарий был возведен в сан архиепископа. Быстрое развитие его епархии побудило Архиерейский Синод назначить викарных епископов. В 1930 г. были хиротонисаны (возведены): во епископа Сан-Францисского – архимандрит Тихон (Троицкий), во епископа Монреальского – архимандрит Иоасаф (Скородумов), во епископа Детройтского – архимандрит Феодосий (Самойлович), впоследствии назначенный на вновь учрежденную кафедру архиепископа Бразильского, а в 1934 г. был возведен во епископа Детройтского архимандрит Иероним (Чернов).

Архиепископ Аполлинарий скончался 19 июня 1933 г. После его этого Северо-Американской епархией в течение года управлял епископ Тихон. 23 апреля 1934 г. в Белграде был хиротонисан во епископа Детройтского архимандрит Виталий (Максименко), который вскоре был возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Северо-Американским и Канадским…



Добавить комментарий

Войти через соцсети