Иоанн Креститель (4)

Иоанн Креститель (6-2 годы до н.э. – ок. 30 года н.э.), также Иоанн Предтеча  – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, живший в пустыне аскетом, проповедовавший и совершавший священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться «таинством крещения»; крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (ред).


Олег Стеняев, протоиерей

Окончание. Начало в КД №284, июль 2024

Предтеча зрит Сына Божьего, стоящего в струях Иордана, Богочеловека Христа Иисуса, зрит Духа Божьего, который сходил как голубь, особо слышит глас Бога Отца, с небес глаголющего. Иоанн сподобляется первым из людей так явственно быть озаренным трисиятельным светом триединого божества. Блаженный Иероним Стридонский так описывает крещение Господне:

«В Крещении показывается таинство святой Троицы. Господь получает Крещение, Дух нисходит в виде голубя и слышится голос Отца, дающего свидетельство о Сыне. А небеса открываются не через движение видимых составных частей, а для духовного взора».

Давайте рассмотрим следующие вопросы. Первый вопрос: и голос, и видение – с чем это было связано? Как это может быть?

Затем был голос с неба: Ты Сын мой, Я ныне родил Тебя.

На то, что Христос был Сыном Божьим, указывает и голос, и видение. И слуху, и взору неверного и непослушавшего пророка народа посылается свидетельство об их Господе. То есть народ был неверен, потому что не слушал пророка, и ему дается и Голос, и виденье одновременно. Вместе с тем из того, что все это соединилось во Христе, то есть в богочеловечестве, мы узнаем, что после омовения от небесных врат на нас снисходит Святой Дух. И мы получаем помазание небесной славы и через усыновление Божьим гласом становимся его сынами. Поскольку истина явила этими событиями образ совершившегося над нами таинства.

Объясняя слова: сын мой возлюбленный, которые прозвучали с небес, Святитель Иоанн Златоуст в своем «Толковании евангелия от Матфея» пишет: «Они думали, что Иисус обычный человек, ибо если бы Он был необычным человеком, то не пришел бы креститься вместе с другими». Чтобы такая мысль не утвердилась в народе, сразу после крещения Иисуса разверзаются небеса, и сходит Дух, и вместе с Духом глас, возвещающий достоинство Единородного.

Блаженный Августин так описывает это событие: «Итак, здесь, на Иордане мы отчетливо видим Троицу – в голосе Отца, в человеке Сына, в голубе – Духа святаго». Именно в такой последовательности следовало упомянуть об этом. Поскольку так легче всего воспринимать. Блаженный Августин продолжает: «Ведь явление Троицы передается здесь столь очевидно, что не остается ни малейшего места для сомнения.

Далее Августин продолжает: «когда Иисус пришел на реку из одного места в другое, голубь сошел с неба на землю из одного места в другое». Наконец сам голос Отца, который звучал ни от земли, ни от воды, но с небес, все трое как бы различаются местами, различаются служением, различаются действиями. Августин продолжает: «Кто-нибудь скажет мне: покажи нераздельность Троицы. Помни, что должен отвечать как православный. Ибо так учит наша вера, то есть правильная вера, православная вера, опирающаяся не на мнения или предположения, а на свидетельства Писания. Непоколебимая вера наша не еретическим безрассудствам, но основанная на апостольской истине. Так мы знаем, так верим, даже если не видим этого ни глазами, ни сердцем до тех пор, пока не очистимся верою. Однако благодаря этой самой вере мы самым непреклонным и твердым образом знаем, что Отец, Сын, Дух Святой есть нераздельная Троица. Единый Бог, а не три бога».  Это вторая проповедь Августина из сборника его проповедей.

Итак, братья и сестры, глас, глаголющий с небес особо – это свидетельствует о Боге Отце, Дух Святой, витающий особо – это свидетельство о третьем лице Святой Троицы, когда голубь витал, Дух Святой в виде голубя явился и сам Богочеловек, стоящий в струях Иордана особо, это тайна, которая становится доступной человеку, который созерцает ее Иоанн Креститель. И мы, когда читаем евангелие или слышим чтение евангелия об этих событиях в церкви, мы как бы приобщаемся к этой тайне. Ибо очами веры мы созерцаем эту великую тайну.

И очень важная деталь. У Тертуллиана есть работа, которая называется «Крещение». И в этой работе он обращает внимание на то что, когда мир творится, то Дух носился над водами – сказано это в начале книги Бытия. И когда Христос крестится, Дух Святой тоже в виде голубином носится над водами, и Тертуллиан проводит очень интересную параллель. Он говорит: когда творится первый мир, мы видим Духа Святаго над водами, мы слышим глас, который созидает мир, мы зрим Создателя очами веры, о котором сказано: в начале сотворил Бог. А так как этот мир пал, первый мир, то воссоздание мира происходит в крещении Иисуса Христа, и поэтому как бы все повторяется. Мы опять видим воды, при водах был сотворен мир, и Дух Божий носился над водами. И опять же мы видим Духа Святаго над водами и, так как в сотворении мира принимала участие вся Святая Троица, так при сотворении нового мира, Нового Завета принимает участие тоже вся Святая Троица. И учитель церкви Тертуллиан обращает на это внимание. Он делал такой вывод, что мир, который пал и который потом был восстановлен искупительным служением Христа Иисуса, это обновленный мир, это новый мир, но это еще не предел того, что Господь всесилен сотворить для нас.

Потому что и этот мир изменится, как апостол Петр пишет:

«Все дела на ней сгорят. И будет еще обновление, когда будет новое небо, новая земля, новый Иерусалим – город, сходящий от Бога. Во Иордане крещающася Тебе, Господи, тройческое явися поклонение. Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного тя Сына именуя, и Дух в виде голубине, извествоваше словесе утверждение. Явлейся, Христе Боже, и мир просвещей, слава Тебе».



Добавить комментарий

Войти через соцсети