Иоанн Креститель (3)

7 июля родился Пророк, Предтеча  и Креститель Господень Иоанн

Иоанн Креститель (6-2 годы до н.э. – ок. 30 года н.э.), также Иоанн Предтеча  – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, живший в пустыне аскетом, проповедовавший и совершавший священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться «таинством крещения»; крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (ред).


Олег Стеняев, протоиерей

Продолжение. Начало в КД №284, июль 2024

То, что иудеи кичились своим происхождением от Авраама, спеша увидеть, насколько сильно они отличались от своего праотца, блаженный Феофилакт пишет: «Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение. На самом деле то, что эти люди происходили от патриарха Авраама, только усиливало их вину». Сказано: «Вот ты называешься иудеем, и успокаиваешь себя законом, и хвалишься Богом, и знаешь волю его, и разумеешь лучшее, и, научаясь из закона, уверен в себе. Что ты водитель слепых, свет, находящийся во тьме, наставник невежд, учитель младенцев, имеющий в законе образец видения истины? Как же ты, уча другого, не учишь себя самого, проповедуя не красть – крадешь, говоря: не прелюбодействуй – прелюбодействуешь, гнушаясь идолам – святотатствуешь, хвалишься иконам о преступлении закона, бесчестишь Бога? Ибо ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников». (Рим. 2, ст. 17-24). Эти слова относятся к каждому религиозному ханже, и неважно, как он себя называет – иудеем, или православным, или католиком.

Что значит «достойный плод покаяния»? Иларий Пиктавийский пишет: «Он призывает сотворить достойный плод покаяния и чтоб они не похвалялись, что отец у них Авраам, потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Авраама. Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам предков, и слава рода сохраняется благодаря подражанию в вере. Дьявол не верил, Авраам верил. Ибо вероломством первый погубил человека, а второй оправдался своей верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются, благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама. А кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола».

Не надо удивляться, что святые отцы многие обличительные слова из Библии относящиеся к иудеям воспринимают как относящиеся к христианам. Сказано: «Все это происходило с ними, то есть с древними иудеями, как образы описано в наставлении нам, то есть христианам, достигших последних веков» (1 Кор. 10-11).

Прогрессивные батюшки проповедуют идеологию процветания и обогащения. Начитавшись иных протестантских книг, они уверовали в свою собственную роль, в особую роль христианской молодежи в деле, как они говорят, спасения Церкви. Безумцы! Они не знают, что Церковь не спасают, а в ней спасаются. Так, например, святитель Феофан Затворник, когда писал о юношестве, он говорил, что юность – это в нравственном и духовном смысле невменяемый период в жизни человека. Он писал в то время, когда люди закон Божий изучали с детства, но соблазны юности были такими же.

Проповедуя прогрессивное, во всем сомневающееся богословие, они очень походят на садукеев. Высшая иерархия иерусалимского храма все были садукеи. Эти архиереи презирали простой народ и низшее духовенство. В своих мечтах и самомнениях они так оторвались от реальной жизни, что встреча их с Христом имела место только после Его заключения под стражу. Но и тогда они не покаялись и не увидели Истины.

Другая крайность – батюшки-консерваторы. Они могут часами говорить об антихристе и ни разу не вспомнить о Христе. Пришествие сына дьявола занимает и волнует более, чем второе пришествие Сына Божия. Впав в чемоданное настроение, они всем рекомендуют жить так, как будто завтра или даже сегодня все провалятся в геенну огненную. Запрещают вступать в браки, рождать детей, как они думают, в преддверии конца света. Подобное поведение напоминает другую крайность в иудаизме, а именно фарисейство.

Далее Иоанн Креститель говорит о Христе: «Я крещу вас в воде, в покаянии, но Идущий за мной сильнее меня. Я не достоин понести обувь Его. Он будет крестить вас Духом святым и огнем» (Мф 3-12). Иларий Пиктавийский пишет: «Крещеным в святом Духе предстоит пройти через огонь суда, ибо лопата его в руке Его. И Он очистит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». Лопата необходима, для того чтобы отделять плодоносящих от бесплодных. Пшеница, то есть совершенный плод верующих, которые будут собраны в житницы, указывает на то, что суд находится во власти Господа, а солома означает ничтожество бесполезных и бесплодных людей, которым предстоит сгореть в Судном огне. Святые отцы учат, что огонь Божий один, но как-то таинственным образом, для одних людей он является обжигающим, опаляющим и не источником света: черный огонь, а для других этот же огонь просвещающий, осветляющий и вдохновляющий.

В евангелии от Луки сказано: «Иисус, начиная Свое служение, был лет 30-ти (Лк. 3-23). Блаженный Феофилакт поясняет: «Господь крещается, будучи 30-ти летним, так как этот возраст воспринимает в себя все грехи. В первом детском возрасте много неразумия, во втором – юношеском – сильное пламя похоти и гнева, а в пору мужества – любостяжание. Итак, Господь выждал этот возраст, чтобы через возрасты исполнить закон и освятить нас». То есть Христос Своим детством освятил детство каждого из нас. Своей юностью – освятил юность каждого из нас, Своим мужеским возрастом зрелые годы в жизни каждого человека освятил.

И далее. Тогда Иоанн допускает Его, и крестившись, Иисус тотчас вышел из Воды, и все отверзлись ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божьего, который сходил как голубь и напускался на него, и глас, с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3-16-17).

Данное событие – Крещение Господне – называется и днем Богоявления, потому что человек Иоанн Креститель первым из всех людей созерцал столь явственную тайну триединого Бога, тайну, которую человек не смог бы вывести никаким логическим путем, тайну, к которой применимы известные слова учителя церкви Тертуллиана: «верую, потому что абсурд», то-есть более, чем непостижимо.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети