Иоанн Креститель (2)

7 июля родился Пророк, Предтеча  и Креститель Господень Иоанн

Иоанн Креститель (6-2 годы до н.э. – ок. 30 года н.э.), также Иоанн Предтеча  – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, живший в пустыне аскетом, проповедовавший и совершавший священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться «таинством крещения»; крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (ред).


Олег Стеняев, протоиерей

Продолжение. Начало в КД №284, июль 2024

Далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида пророка Иоанна Крестителя: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3, ст. 4). Посмотрим истолкование блаженного Иеронима Стридонского. Он пишет: из волоса, а не из шерсти. Одно служит для обозначения одежды, крайне скромной из верблюжьего волоса, а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Иоанн, обозначал умерщвление. А следующее за тем, «а пищей его были акриды и дикий мед», показывает, что обитатели пустыни искали собственно не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле. Акриды – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисеевым. Подобного строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано, например: «Иуда Маккавей удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей и питаясь травами, чтобы не сделаться причастниками скверны» (2 Мак. 5, 27).

С другой стороны, братья и сестры, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, на что уже обратил внимание блаженный Иероним. Пророка, жившего в древности, а именно пророка Ильи. Написано в книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, и сказал он: это Илия Фесвитянин».

Дело в том, что Иоанн Креститель пришел в этот мир в духе пророка Илии. И сам Христос говорит о нем: «Если хотите принять – он есть Илия, к которому должно прийти» (Евангелие от Матфея 11-14). То есть пророк Илия, который живьем был взят на небо, еще явится в это мир при его кончине. Но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей. Сказано: «И почил дух Илии на Елисее, и пошли навстречу ему и поклонились до Земли» (4 Цар 5, ст.15).

В случае со святым Иоанном Крестителем на нем опочил дух Илии, и далее мы читаем: «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему» (Мф. 3, ст. 5). В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне. Куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются во времена Исхода и во времена Моисея. И глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустыне, в местах, где никто и ничто не может их отвлечь от Богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход и нужен новый Законодатель.

С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо механического подчинения внешнему, но не сердечному в деле стремления исполнить Божий Закон. И мы читаем: «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, ст. 6).

Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался миква, буквально это слово можно перевести как скопление воды. Омовение в микве предписывается после родов, а так же при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран. Парадокс, почему я говорю об этих подробностях, заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд миквы – крещения над всеми приходящими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми и оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры. Прозелитизму. Кстати, Микша признавалась завершенной только при полном погружении в воду. И многие крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои, то есть признавали свою оскверненность и религиозную несостоятельность. Увидевши многих фарисеев, идущих к нему креститься, Иоанн сказал им: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3, ст. 7)

Порождение ехидны – ведь змеиная природа такова, как говорят отцы, что ужалив человека, змея немедленно бежит к воде. А если не находит воды, то умирает. Поэтому Иоанн называл порождением ехидны тех, кто совершив смертные грехи, прибегал ко крещению, чтобы подобно змеям, избегнуть смерти благодаря воде. И еще. У змей так устроено от природы, что они рождаются, прорывая материнское чрево. И еще иудеи именуются ехидниными порождениями, потому что, преследуя постоянно пророков, они разрушали синагогу, свою матерь. Как говорит она, печалится в «Песне песней»: «Дети мои пошли войной на меня» (Песн. 1, ст. 5). И еще. Змеи снаружи выглядят красиво, они словно бы разрисованы, но внутри полны яда. Поэтому Иоанн и называет лицемеров и фарисеев ехидниными порождениями, ибо лицемеры изображали в своем лице красоту святости, а в сердце носили яд порока.

Блаженный Феофилакт дает следующее объяснение: «Фарисей в переводе значит отделенный, так как по своей жизни и по своим знаниям они отличались от других». Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов. Саддукей в переводе значит праведный. Они сами называли себя праведными. Здесь блаженный Феофилакт выносит приговор всем тем, кто называет и считает себя праведными. Для человека нормально считать себя несовершенным, грешником.

По мнению крупного израильского историка Луи Фентальна, фарисеи были, выражаясь античным языком, плебеями, а саддукеи патрициями. Итак, Иоанн Креститель обличает их, поспешивших креститься у него. Далее он предлагает им: «Сотворите же достойное покаяние и не думайте говорить себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму»… Вероятнее всего, это были римские центурионы, которые всегда дежурили при большом скоплении народа.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети