Иоанн Креститель (2)
7 июля родился Пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн
Иоанн Креститель (6-2 годы до н.э. – ок. 30 года н.э.), также Иоанн Предтеча – согласно Евангелиям: ближайший предшественник Иисуса Христа, предсказавший пришествие Мессии, живший в пустыне аскетом, проповедовавший и совершавший священные омовения для очищения от грехов и покаяния иудеев, которые впоследствии стали называться «таинством крещения»; крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа, совершив ритуальное погружение его в воды реки Иордан. Был обезглавлен по желанию иудейской царицы Иродиады, проводником её воли стала её дочь Саломея (ред).
Продолжение. Начало в КД №284, июль 2024
Далее апостол Матфей предлагает нам описание внешнего вида пророка Иоанна Крестителя: «Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах своих, а пищей его были акриды и дикий мед» (Мф. 3, ст. 4). Посмотрим истолкование блаженного Иеронима Стридонского. Он пишет: из волоса, а не из шерсти. Одно служит для обозначения одежды, крайне скромной из верблюжьего волоса, а другое – роскоши человека изнеженного. Пояс же кожаный, которым был опоясан Иоанн, обозначал умерщвление. А следующее за тем, «а пищей его были акриды и дикий мед», показывает, что обитатели пустыни искали собственно не изысканность в яствах, а только восполнение необходимого в человеческом теле. Акриды – это разновидность кузнечиков, вкушение которых не возбранялось Пятикнижием Моисеевым. Подобного строгого и уединенного образа жизни иудеи придерживались, чтобы очиститься от всякой нечистоты и скверны. Сказано, например: «Иуда Маккавей удалился в пустыню и жил со своими приверженцами в горах по подобию зверей и питаясь травами, чтобы не сделаться причастниками скверны» (2 Мак. 5, 27).
С другой стороны, братья и сестры, внешний вид святого Иоанна Крестителя поразительно напоминает внешний вид другого еврейского пророка, на что уже обратил внимание блаженный Иероним. Пророка, жившего в древности, а именно пророка Ильи. Написано в книге Царств: «Они сказали ему: человек тот весь в волосах и кожаным поясом подпоясан по чреслам своим, и сказал он: это Илия Фесвитянин».
Дело в том, что Иоанн Креститель пришел в этот мир в духе пророка Илии. И сам Христос говорит о нем: «Если хотите принять – он есть Илия, к которому должно прийти» (Евангелие от Матфея 11-14). То есть пророк Илия, который живьем был взят на небо, еще явится в это мир при его кончине. Но Иоанн Креститель был пророком, подобным ему в духе и силе, как подобным Илии был пророк Елисей. Сказано: «И почил дух Илии на Елисее, и пошли навстречу ему и поклонились до Земли» (4 Цар 5, ст.15).
В случае со святым Иоанном Крестителем на нем опочил дух Илии, и далее мы читаем: «Тогда Иерусалим и вся Иудея, и вся окрестность иорданская выходили к нему» (Мф. 3, ст. 5). В данном стихе поражает то, что свое общественное служение Иоанн Креститель начинает не в городах и весях, а в иудейской пустыне. Куда люди, чтобы услышать его, должны были выходить к нему из своих домов. Таким образом, они как бы возвращаются во времена Исхода и во времена Моисея. И глас Господень вновь начинает звучать к ним в пустыне, в местах, где никто и ничто не может их отвлечь от Богомудрия и духовного созерцания. И они начинают догадываться, что всему народу предстоит новый Исход и нужен новый Законодатель.
С другой стороны, он проповедует в пустыне, чтобы показать иудеям тот духовный вакуум, в котором они оказались в результате сугубо механического подчинения внешнему, но не сердечному в деле стремления исполнить Божий Закон. И мы читаем: «И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои» (Мф. 3, ст. 6).
Обряд, который совершал на берегу Иордана Иоанн Креститель, у иудеев назывался миква, буквально это слово можно перевести как скопление воды. Омовение в микве предписывается после родов, а так же при переходе в иудаизм или при возвращении из языческих стран. Парадокс, почему я говорю об этих подробностях, заключается в том, что Иоанн Креститель совершал обряд миквы – крещения над всеми приходящими к нему из Иерусалима и Иудеи. Таким образом, он всех их объявлял нечистыми и оскверненными и как бы призывал к всецелому обновлению веры. Прозелитизму. Кстати, Микша признавалась завершенной только при полном погружении в воду. И многие крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои, то есть признавали свою оскверненность и религиозную несостоятельность. Увидевши многих фарисеев, идущих к нему креститься, Иоанн сказал им: «Порождения ехидны! Кто внушил вам бежать от будущего гнева?» (Мф. 3, ст. 7)
Порождение ехидны – ведь змеиная природа такова, как говорят отцы, что ужалив человека, змея немедленно бежит к воде. А если не находит воды, то умирает. Поэтому Иоанн называл порождением ехидны тех, кто совершив смертные грехи, прибегал ко крещению, чтобы подобно змеям, избегнуть смерти благодаря воде. И еще. У змей так устроено от природы, что они рождаются, прорывая материнское чрево. И еще иудеи именуются ехидниными порождениями, потому что, преследуя постоянно пророков, они разрушали синагогу, свою матерь. Как говорит она, печалится в «Песне песней»: «Дети мои пошли войной на меня» (Песн. 1, ст. 5). И еще. Змеи снаружи выглядят красиво, они словно бы разрисованы, но внутри полны яда. Поэтому Иоанн и называет лицемеров и фарисеев ехидниными порождениями, ибо лицемеры изображали в своем лице красоту святости, а в сердце носили яд порока.
Блаженный Феофилакт дает следующее объяснение: «Фарисей в переводе значит отделенный, так как по своей жизни и по своим знаниям они отличались от других». Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов. Саддукей в переводе значит праведный. Они сами называли себя праведными. Здесь блаженный Феофилакт выносит приговор всем тем, кто называет и считает себя праведными. Для человека нормально считать себя несовершенным, грешником.
По мнению крупного израильского историка Луи Фентальна, фарисеи были, выражаясь античным языком, плебеями, а саддукеи патрициями. Итак, Иоанн Креститель обличает их, поспешивших креститься у него. Далее он предлагает им: «Сотворите же достойное покаяние и не думайте говорить себе: отец у нас Авраам. Ибо говорю вам, что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму»… Вероятнее всего, это были римские центурионы, которые всегда дежурили при большом скоплении народа.
Продолжение следует