Хроники крестовых походов (1)

Издательство Сретенского монастыря выпустило четырехтомник «Хроники крестовых походов», его автор – известный историк и православный богослов Александр Леонидович Дворкин. Книга стала уникальным явлением в исторической науке: впервые была осуществлена попытка осмысления крестовых походов, их предыстории и последствий, в период с VII по XV век с точки зрения православия. В июле в студии радио «Радонеж» Илья Сергеев побеседовал с автором в прямом эфире. Мы приводим это интервью в сокращенном виде.

Дворкин Александр Леонидович, профессор церковной истории и сектоведения Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Полное название книги – «Хроники крестовых походов франкских пилигримов в заморские земли и сопутствующих событий в изложении Александра Дворкина». Это хроники в современном смысле этого слова. Я постарался излагать события будто через взгляд очевидца или кого-то немного отодвинутого от него. Конечно, со своей точки зрения. Чтобы понять логику всех событий, мотивацию главных действующих лиц, надо объяснить, как появился ислам, что такое Византийская империя, что такое папство, как оно формировалось, каким было вначале, какие были у него отношения с православием, покуда было время единой Церкви. Требовалось рассказать об истории паломничества, что это такое, когда оно появилось, как совершалось, об истории отношения к воинской службе на Востоке и на Западе. По версии французских историков, крестовых походов насчитывается восемь. Я тоже исхожу из этой цифры, но рассказываю о массе других, «не номерных» походов, которые не вошли в это число. Завершается основное повествование падением Акры – последней столицы крестоносцев в Палестине, в самом конце XIII века, но книга этим не заканчивается. Затем следует длинный эпилог о дальнейших крестовых походах, наступлении турок-османов, вплоть до падения Константинополя в 1453 г. и даже немного после.

– А каково ваше личное отношение к крестоносцам и крестовым походам? Кто это? Воины Христовы или авантюристы, жадные до денег и земель?

– И то, и другое, и много чего посередине. Вопрос не в этом, хотя история крестовых походов – это история громадного фиаско. Единственный успешный крестовый поход – это Первый, который вопреки всем правилам и прогнозам, фактам и вероятностям взял Иерусалим, победил и основал крестоносные государства. Войско, шедшее в Палестину, столкнулось с невыносимыми трудностями и много раз подряд должно было быть уничтожено. Но всякий раз невероятное везение помогало крестоносцам, и они побеждали.

В результате они стали заложниками собственного успеха. Теперь все последующие поколения крестоносцев верили, что Бог им помогает и будет помогать всегда, и с тех пор они часто воевали против всякого здравого смысла. Проявляли невероятную глупость. И всякий раз проигрывали. Даже Третий крестовый поход с непобедимым воином Ричардом Львиное Сердце во главе добился лишь половинчатого успеха и не смог вернуть утраченный Иерусалим. Так было вплоть до Четвертого крестового похода. Это наводило крестоносцев на серьезные размышления. Все объяснялось предательством греков. После первого похода была развернута настоящая PR-кампания против схизматиков-греков, объявленных предателями, трусами и т.д., против той Византийской империи, которая столетия держала фронт против ислама, спасала Европу от исламского нашествия. И самое логичное было если не помогать, то хотя бы не мешать Византии, но эта кампания по очернительству православных сработала. И привело это к трагедии Четвертого крестового похода, который предательски взял и разграбил Константинополь. Одно из величайших преступлений против человечества в истории!

Римская Церковь воспользовалась этим и устранила православный Константинопольский патриархат, т.е. сменила патриарха и подчинила Константинопольскую православную церковь себе. Это жирная финальная точка в печальной истории разделения церквей. Была основана Латинская империя. Мертворожденное дитя преступного сговора, которое дышало всю свою историю на ладан. Удивительно, что оно продержалось целых 57 лет. Крестовые походы продолжились – и опять никакого успеха. Опять кошмарное позорное поражение за поражением. Можно это объяснять своими грехами. В целом люди гораздо более охотно признают себя грешниками, чем дураками. Но потом был Седьмой крестовый поход, его повел человек, который во всей Европе считался святым – король Людовик IX. Человек, который искренне стремился к праведности и который в силу своих обстоятельств был праведным, правильным и богобоязненным человеком. Его крестовый поход постигло такое фиаско, которого до сих пор не бывало – сам король попал в плен. Это объяснить, казалось, уже совершено невозможно.

И еще нужно учитывать, что сами крестовые походы стали инструментом папской политики. Они стали объявляться не только за освобождение Гроба Господня, но и против мавров Испании, против язычников славян и против еретиков на юге Франции, против личных врагов папства, в частности императоров династии Гогенштауфенов. Понятие полностью девальвировалось и стало никому не интересно.

В конце концов самые большие жертвы крестовых походов – это не мусульмане, которые до сих пор любят вспоминать и спекулировать этими походами, это православные христиане Константинополя, Византии то есть, которые благодаря крестовым походам попали под 400-летнее турецкое иго. И это в еще большей степени христиане, которые жили на Ближнем Востоке. Ведь в начале эпохи крестовых походов они составляли большинство. В Сирии их было 60% примерно, мусульмане были правящим меньшинством. В Египте тоже не менее 60%, а в Палестине около 75%. Но потом, когда крестоносцев выбили оттуда и в Египте вместо терпимых Айюбидов пришли к власти фанатичные мамелюки, мамелюкский режим, то они, изгнав крестоносцев, обрушились на местных православных христиан, которых, кстати, крестоносцы притесняли гораздо больше, чем мусульмане до них. Именно тогда демографическая картина Ближнего Востока стала меняться, покуда не дошла до сегодняшнего состояния, когда христиан там просто ничтожное меньшинство.

– А правда ли, что когда крестоносцы брали города, то устраивались грабежи и резня, под меч попадали и христиане?

– Это правда, но, конечно, не всегда. Когда участники Первого похода взяли Иерусалим, то, распаленные ненавистью, резали подряд всех, не различая. Потому что и мусульмане бородатые, и христиане бородатые, одеты они примерно одинаково, и франки в жажде реванша не разбирали. Опять же, я рассматриваю все отношение к жестокости крестовых походов, потому что это была особая война, в которой противник расчеловечивался.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети