День народного единства
День Казанской иконы Божией Матери отмечается два раза в год. 21 июля (по н.с.) празднуется «День обретения иконы во граде Казани», а 4 ноября (по н.с.) – «День избавления ради царствующего града Москвы». Согласно преданию, была привезена в Казань вскоре после захвата этого города войском Ивана Грозного (1552 г.). После большого пожара икона пропала. Позже ее нашли на пепелище, причем икона нисколько не пострадала от огня! Эта находка произошла 21 июля 1579 г. Так и возник первый праздник. В 1768 году императрица Екатерина II повелела украсить икону бриллиантовой короной. Именно из-за этого дорогого обрамления в 1904 г. образ Девы Марии снова похитили, и до сих пор найти его не удалось. Один из наиболее старых списков (копий) этой иконы сейчас хранится в Казанском Богородицком монастыре.
История даты
Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства, годовщину освобождения Москвы от польских интервентов и фактического окончания Смутного времени (1612 год) была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2013 года. Она была поддержана комитетом Госдумы по труду и социальной политике, который рекомендовал палате принять в первом чтении поправки в статью 112 Трудового кодекса РФ, предполагающие, в частности, отмену празднования 7 ноября, т.к. этот праздник, по мнению большинства членов комитета, «связан с советским периодом российской истории и в той или иной мере является источником напряжения в обществе».
«День 4 ноября, на мой взгляд, является наилучшим днем, символизирующим народное единство», – заявил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин в интервью РИА «Новости» накануне обсуждения в Госдуме проекта ФЗ о внесении изменений в статью 112 Трудового кодекса (о праздничных датах). «4 ноября ополчение Минина и Пожарского, в котором участвовали дети разных народов России (русские, татары, башкиры, мордва, черемисы и другие), заняло Китай-город. Это положило конец польско-литовской интервенции и Смутному времени», – напомнил Чаплин. «Да, поляки и их русские сторонники еще в течение нескольких дней находились в Кремле, – добавил Чаплин. – Но именно этот день решил судьбу России». «И не случайно в память о победе, одержанной в 1612 году, Православная Церковь установила именно 4 ноября празднование Казанской иконы Божией Матери, которая находилась в ополчении». Он подчеркнул, что «в этот день мы празднуем не только победу над оккупантами, но и восстановление единства русского общества». «Хорошо известно, что многие бояре и даже руководители целых городов стали на сторону оккупантов, надеясь получить те или иные выгоды. После победы ополчения эти люди были прощены и смогли вновь занять государственные должности», – пояснил Чаплин. По его словам, «народное единство было восстановлено почти на 300 лет, в течение которых Россия не переживала гражданских смут общенационального масштаба». «Конечно, такой день гораздо более достоин того, чтобы считаться символом единства, примирения и согласия, чем день 7 ноября, в который вспоминается насильственный захват власти вопреки воле большинства народа, за которым последовали страшные потрясения, гибель и страдание миллионов людей, «красный террор», гражданская война, репрессии», – подчеркнул Чаплин.
«Я с симпатией отношусь к людям левых убеждений, согласен со многим из того, что они говорят о социальном положении в России, но, наверное, и им нужно отойти от советской историософии и переоценить произошедшее в 1917 году», – считает представитель Московского Патриархата.
«Нельзя не признать многие великие достижения советского периода. Но, на мой взгляд, они были совершены не благодаря, а вопреки большевистскому духу и идеологии мировой революции, которые двигали Лениным и его окружением в 1917 году», – сказал Чаплин.
Представитель Московского Патриархата священник Михаил Дудко так прокомментировал решение Госдумы: «7 ноября не может являться поводом для празднования Дня примирения и согласия, поскольку именно в этот день произошло трагическое разделение нашего народа, последствия которого до сих пор не преодолены». «Если коммунисты хотят праздновать день революции, это – их право. Лишь бы это не послужило поводом для нового противостояния».
А вот комментарий Бориса Филиппова, кандидата исторических наук, доцента кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
– Проблема в том, что мы взяли окончание Смутного времени и назвали его Днем примирения, не объяснив содержания. Поэтому все прицепились к освобождению Москвы от поляков. На самом деле, смысл его должен быть в другом: как произошло примирение всех противоборствующих сил в 1613, так оно должно произойти и сейчас на общей платформе любви к своей стране.
Действительно, напоминание о войне четырехсотлетней давности не кажется праздничной темой, и акцент на изгнании поляков из Москвы только мешает нам жить с ними в мире. И правда то, что Смутное время было не только временем интервенции, но и временем гражданской войны. Эту проблему – как примирить все стороны конфликта – в первую очередь решили те, кто собрался на собор и избрал династию Романовых. Одной из важных проблем, которые решали тогда, были пожалования. Что делать с чинами и землями, которые пожаловали самозванцы, с королевичем Владиславом, которого призвали на законных основаниях? А Филарет (Романов), которого возвел в митрополиты Лжедмитрий I? И было принято мудрое решение – все пожалования признать законными. На этой основе достигли примирения.
Церковь играла в этом процессе решающую роль. Во-первых, – в лице архимандрита Дионисия, игумена Троице Сергиевой Лавры, который рассылал призывы к объединению. А во-вторых, сама идея примирения – христианская. И наша Церковь оказалась способной воспитать людей, для которых мир является ценностью. Когда в государстве все системы разваливаются, их роль выполняет Церковь. Это мы видим в XVII веке, то же самое происходит сегодня. То есть необходимые слова для создания этого единства конечно должна говорить Церковь, священники на проповедях, епископы. Не телевидение же должно этим заниматься!
В наше время на Церковь легла огромная тяжесть восстанавливать разрушенное при советской власти, к этой общественной нагрузке она пока не готова.
Главная задача у государства и у Церкви сегодня – объединение народа на основе христианских ценностей. Размышление об этом, молитва и примирение и должны стать смыслом этого праздника.