«ХРИСТОС ВОСКРЕС И ДЛЯ ВАС»

Неделя после Пасхи – Светлая седмица. В знак всеобщей радости на это время отменяется пост в среду и пятницу. Взрослые, дети, постившийся и не постившийся, церковный человек и слабо верующий, гордый и смиренный – все радуются. В эти дни особо на Руси творили дела милосердия. Богатые люди помогали бедным, здоровые – немощным.

Лучший пример такого христианского милосердия и смирения являл нам наш царь Николай II. В первый же день Святой Пасхи он отправлялся по тюрьмам, говоря заключенным: «Христос воскрес и для вас», одарял каждого либо новой шубкой, либо рубашкой, яствами. Более смирным и менее виновным давал по три чарки, остальным – по две и по кружке меду каждому. А в золотой палате Государыни в это время кормили нищую братию. Славная была семья, добрая – образец для подражания.


Благотворительность – свойство русской души

Русская душа на протяжении 1000 лет жила по идеалам жертвенности, милосердия. По всей России действовали благотворительные общества, в которые входили супруги генерал-губернаторов, предприниматели, священнослужители и простые горожане. Так, например, в апреле 1900 г. в одном из Владивостокских театров по инициативе горожан был устроен любительский концерт с «живыми картинками в пользу семейств убитых и раненых буров». Перед началом концерта нотариус Адаме прочитал лекцию о бурских республиках и их войне за свободу. В январе 1909 г. в пользу пострадавших от землетрясения в Италии (г. Мессина) во Владивостоке был устроен «Морской концерт-бал», давший большой сбор. В октябре 1912 г. греческая колония Владивостока организовала и провела в театре «Золотой Рог» славяно-греческий вечер (спектакль, концерт, продажа цветов и национальных флажков, танцы), давший сбор около 2 тыс. руб.: «Славяне и греческая колония города единодушно выразили свое сочувствие воюющим на Балканах нашим братьям славянам и грекам и посещением вечера имели возможность оказать им посильную материальную помощь».

Общероссийские благотворительные акции в городах и селах Южно-Уссурийского края собирали средства на развитие российской авиации, в пользу голодающих, для Владивостокского отделения Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, увечным воинам, семьям воинов, погибших в Русско-японской войне, Первой мировой войне и др.

В августе 1910 г. в Общедоступном театре Владивостока, по инициативе студентов Ф.К. Громаздзкого и Н.В. Панова состоялся аэробал в пользу студенческого аэрокружка при Томском технологическом институте; он прошел при хорошем сборе и очень оживленно: со спектаклем, концертом, танцами, во время которых было сделано краткое сообщение о воздухоплавании и авиации. Зал авиации был декорирован моделями летательных аппаратов разных систем: планер-биплан, воздушный шар, цеппелины и др.

В 1912 г. во Владивостоке активно проходили мероприятия под знаком «Белого цветка», организованные правлением Владивостокского отдела Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом. В январе состоялся бал «Белого цветка», который был очень многолюден и дал около 2 тыс. руб. дохода, его посетили начальствующие лица: военный генерал-губернатор Приморской области, комендант крепости и др. Летом 1912 г. был организован общегородской праздник, который начался молебном в кафедральном соборе, после чего процессия детей-распространителей цветов под руководством членов Общества детских развлечений прошла с оркестром по центральным улицам города. Затем дети и взрослые продавцы разошлись по своим участкам, предлагая встречным купить цветы. Вечером в разных местах города состоялись всевозможные развлечения. Праздник дал хороший сбор. В результате одной из таких акций была создана первая в крае народная библиотека.

На средства благотворителей были построены во Владивостоке: музей (1890); Народный дом им. А.С. Пушкина (1907), Работный дом (1909). Средства на эти сооружения поступали от всех слоев населения в разных размерах: от 20 коп. до 1000 руб. Сбор осуществлялся по подписным листам и через редакции газет, которые бесплатно публиковали сообщения и пересылали поступающие деньги в адрес строительных комитетов.

Русский человек обладал удивительной особенностью, куда бы он ни приезжал, где бы он ни жил, в первую очередь он начинал строить Церкви. Сооружение каждого храмового здания в Южно-Уссурийском крае было связано с пожертвованиями как от местных крестьян и служивших здесь военных чинов, так и от лиц, принадлежащих к разным слоям общества и проживающих в разных районах России. Так, например, в с. Комаровка церковь-школа во имя Казанской иконы Божией Матери была сооружена на пожертвования митрополита Палладия (3 тыс. руб.) и средства, собранные сельчанами (1120 руб.); в с. Хвалынка церковь во имя Св. Андрея Первозванного построена на пожертвованные 5 тыс. руб., поступившие через посредство отца Иоанна Кронштадтского (Сергиева) от Ф.Е. Блиновой; в с. Кролевец Николаевская церковь построена на пожертвования княгини А.А. Друцкой-Соколинской (6,5 тыс. руб.); Церковь в с. Ильинка была сооружена на средства нижегородского 1-й гильдии купца Д.М. Бурмистрова; в с. Новороссия – на средства, пожертвованные настоятелем и братией Николо-Перервинского монастыря в Москве.

Активной благотворительной деятельностью занимались монастыри. Сам уклад монастырской жизни – нестяжания, смирения, доброты, милосердия способствовал этому. До революции в Южно-Уссурийском крае действовало два монастыря: Свято-Троицкий Николаевский мужской и Рождество-Богородицкий женский. Обитель имела больницу и аптеку. Медицинская помощь местному населению оказывалась безвозмездно, лекарства беднякам отпускались тоже бесплатно. Летом 1901 г. монастырь разместил у себя глазной летучий отряд Попечительства о слепых. Отряд принял за 40 дней около 500 больных, было сделано 299 операций. Больные размещались в двух монастырских гостиницах и в школе; содержание отряда и больных было бесплатным.

Список лиц, принимавших участие в разного рода благотворительных делах Южно-Уссурийского края, весьма обширен. Это купцы и предприниматели, интеллигенты и служащие, военные чины морского, сухопутного ведомств и Владивостокской крепости, священнослужители православной, католической, протестантской церквей, иностранные подданные. Есть примеры исключительной самоотверженности в области благотворительности и милосердия.

Направления и факты благотворительности в Южно-Уссурийском крае свидетельствуют о богатом наследии, способном служить примером для современных деловых людей.

Информационный центр Православной гимназии
«Русское Воскресение»



Добавить комментарий

Войти через соцсети