Об адвокате и адвокатуре в России

Конституция Российской Федерации
(в ст. ст. 1-3) определяет Россию как демократическое, правовое государство, где человек, его права и свободы есть высшая ценность, а единственным источником власти является народ.

Одна из важнейших задач государства – защита прав и свобод человека. Права и свободы человека являются неприкосновенными, принадлежат каждому от рождения. Человек вправе использовать свои права и свободы независимо от государства.

В частности, каждому человеку гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи, которая должна быть доступна всему населению. Каждый гражданин может обратиться к услугам адвоката.

Таковы нормы Конституции Российской Федерации. Но что же есть у нас в действительности?

У нас нет правового государства. У нас нет и демократического государства. Как мы далеки еще от этих понятий.По существу страна находится в системном кризисе. За десять лет после развала СССР ни одна из объявленных реформ не доведена до конца. Более трети населения находится за чертой материального благополучия. Промышленность и сельское хозяйство в упадке. Войне в Чечне не видно конца. Почти каждый день гибнут люди, военные и гражданские. Повсеместно и повседневно нарушаются права граждан. Махровым цветом расцвела преступность. Наркомания и СПИД разъедают молодежь.

В стране созданы две ветви исполнительной власти – правительственная и президентская. Чиновничий аппарат достиг таких размеров, которых не знала даже прежняя тоталитарная система. Для чиновничьей касты характерны всевластие, бюрократизм и коррупция.

Ряд так называемых реформ представляет собой откат назад, от демократии к усилению методов принуждения, ущемлению прав и свобод граждан. Причем такая тенденция лицемерно выдается как “шаги вперед”. Начинает преобладать принцип не государство для человека, а человек для государства.

Единственным инструментом гражданского общества, способным от его имени влиять на деятельность властных силовых структур и законными методами добиваться от них устранения нарушения прав и свобод граждан, является адвокатура. Не случайно в течение многих лет в новой России шла острая борьба за адвокатуру, неоднократно предпринимались попытки протащить старую реакционную идею “государственного управления” адвокатурой.

В апреле 1996 года Государственная Дума приняла в первом чтении Федеральный закон “Об адвокатуре в Российской Федерации”. Этот проект был подготовлен с участием адвокатов, был основан на демократических принципах, отвечал современным требованиям, обеспечивал оказание квалифицированной юридической помощи гражданам.
Однако уже в июне 1997 года Президент РФ решил отозвать этот проект под предлогом, что “концепция закона устарела”, необходим его “коренной пересмотр”, требуется установление “государственного контроля за соблюдением адвокатами и их объединениями законодательства Российской Федерации”.

Как отмечал тогда президиум ПККА, данный проект не мог “устареть” за такой короткий срок, как один год, а просто изменилась его оценка со стороны властных структур, прежде всего исполнительной власти, ибо он, хотя и отвечает чаяниям общества и его отдельных граждан, но не соответствует интересам чиновничьего аппарата.
Тогда Государственная Дума отказалась выполнить требование Президента РФ, но в дальнейшем этот проект был похоронен.

В августе 1999 года был издан Указ Президента РФ № 954, которым было утверждено новое Положение о Министерстве юстиции РФ. Под предлогом “наведения порядка в адвокатуре и усиления контроля государства” этим Указом уже был введен министерский контроль за соблюдением законодательства коллегиями адвокатов.

С этого времени “тюремщик” страны, то есть Министерство юстиции РФ, ведает не только исполнением уголовных наказаний, но и осуществляет контроль за деятельностью коллегий адвокатов.

В июне 2001 года Государственной Думой был принят в первом чтении новый Федеральный закон “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”. Этим законом предусматривается упразднение коллегий адвокатов и юридических консультаций. Таким образом, адвокатура России вместо организованной структуры превращается в аморфную массу, адвокат предоставлен сам себе перед огромной машиной государства в лице его органов, в первую очередь, исполнительной власти.

Это – полный развал адвокатуры страны. Тем более, что в этом законе ничего не говорится об организации квалифицированной юридической помощи гражданам. Самым важным разработчики такого закона считают установление того же контроля со стороны государства за деятельностью адвокатов.

В этом направлении действуют и органы Министерства юстиции РФ на местах. Не случайно 20 сентября 2001 года в г. Хабаровске при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе было проведено совещание руководителей территориальных органов юстиции и представителей коллегий адвокатов по теме: “Об осуществлении территориальными органами юстиции контрольных функций в области адвокатуры и их взаимодействии с коллегиями адвокатов, действующих в Дальневосточном федеральном округе”.

В одном из пунктов резолюции, принятом на этом совещании, указывается:

Территориальным органам юстиции Российской Федерации создать систему контроля в области адвокатуры, акцентируя внимание на вопросах качества оказания правовой помощи гражданам и юридическим лицам.

Об этом же говорил и Министр юстиции РФ Ю.Я. Чайка на встрече в редакции “Российской газеты”:

– Мы стоим за усиление позиции государства в вопросах контроля за деятельностью защитников … (“Российская газета” за 2 октября 2001 г.)
И это несмотря на то, что, как предусматривается в том же законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, никто не вправе вмешиваться в профессиональную деятельность адвоката (см. ст. 20 закона).

Как в сказке. Коллегий адвокатов не будет, они будут упразднены, а контроль за их деятельностью будет не только осуществляться, но и еще будет усилен. И все это при лицемерных заявлениях о заботе в отношении граждан.



Добавить комментарий

Войти через соцсети