О федеральном законе “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ”
Состоялся предпоследний этап борьбы за адвокатуру в России. Последний этап наступит осенью этого года.
Президентский проект Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” 28 июня 2001 года принят Государственной Думой РФ в первом чтении. Принят президентским большинством в Государственной Думе РФ без особой дискуссии, наряду с другими законопроектами по судебной реформе.
Общество России, адвокатура России потерпели поражение. Курс на свертывание демократии в России, проводимый путинским режимом, последовательно проводится в жизнь. При этом все это осуществляется при лицемерных заявлениях о дальнейшей демократизации общества, о совершенствовании государственной системы в интересах общества, его граждан. Между прочим, власти в России всегда были не только коррумпированы, но и лживы, всегда обманывали свой народ.
Проект Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации”, о котором идет речь, по существу был принят в келейном порядке, ибо не был направлен ни субъектам Российской Федерации, ни адвокатским образованиям России. Поэтому никакого обсуждения этого важнейшего закона на периферии России не было. Это при том, что, согласно Конституции Российской Федерации, вопросы адвокатуры относятся к совместному ведению как центра, так и субъектов РФ.
Все же президиум ПККА этот проект получил, и получил его из Федерального Союза адвокатов России.
Обсудив этот проект в коллективах адвокатов Приморья, президиум ПККА принял специальное Обращение, которое направил в Государственную Думу РФ и Федеральный Союз адвокатов России.
ОБРАЩЕНИЕ, принятое на заседании президиума Приморской краевой коллегии адвокатов 22 мая 2001 года
Несмотря на наше мнение, а это мнение и многих других адвокатских образований. Государственная Дума РФ приняла в первом чтении чиновничий проект закона о субъектах адвокатуры России.
Борьба за подлинно демократический закон, соответствующий интересам не только адвокатов, но и всех граждан, всего нашего общества, ещё впереди.
Председатель президиума ПККА И.И. Римкунас
Проект Федерального Закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” обсужден на расширенном заседании президиума Приморской краевой коллегии адвокатов.
В результате анализа этого проекта мы единодушно пришли к следующим выводам:
1. Данный проект не соответствует демократическим принципам Концепции судебной реформы.
Такие принципы, как независимость, самоуправление, корпоративность, равноправие адвокатов лишь продекларированы в одной из статей . По существу же ни один из этих принципов не нашел своего осуществления в дальнейших нормах проекта. Наоборот, проведена четкая линия на подчинение адвокатуры исполнительной власти, чиновничьему аппарату.
2. Анализируемый проект ведет по существу к развалу адвокатуры, на разрушение сложившейся и действующей системы, а не на ее укрепление и развитие.
В случае принятия такого закона от определенной организации, характерной для современной адвокатуры, не останется и следа, она будет находиться в аморфном состоянии. Перед лицом государства, его властных органов останется адвокат-одиночка, лишенный защиты своих корпоративных органов.
3. Рассматриваемый проект совершенно оторван от действительности. Он в основном исходит из положения адвокатуры в центре и совершенно не учитывает ее состояния во многих субъектах Федерации. Но Москва еще не Россия, а
Красная площадь и Невский проспект не Светланская улица во Владивостоке.
На примере действующей адвокатуры, хотя бы в Приморье, можно сравнить – что
у нас сейчас есть и что мы получим в результате принятия, направленного в
Государственную Думу, проекта.
4. В предлагаемом проекте налицо много противоречий между отдельными его частями.
Нередко одна статья не согласуется с другой. Примеры будут приведены ниже. В соответствии с этой нашей позицией неприемлемыми являются следующие нормы проекта.
* Вызывает ряд возражений отказ от такой организационной структуры, как коллегия адвокатов.
Коллегии адвокатов уже превратились в историческую категорию. Они существуют в России уже более ста лет. Такая форма организации адвокатуры привычна и для адвокатов, и для населения.
Коллегии адвокатов с их президиумами являются по существу единственными организаторами квалифицированной юридической помощи гражданам, в том числе бесплатной, а также наиболее актуальна их роль в тех субъектах Федерации, где они являются единственными. В частности, такое положение сложилось и в Приморском крае. К тому же отказ от такой формы организации адвокатуры ничем не мотивирован.
* Не выдерживает критики и определение роли адвоката и в государстве, и в обществе, как “независимого консультанта по правовым вопросам”. Роль адвоката и в государстве, и в обществе, и в судьбах людей намного шире и значительнее, чем его работа по консультированию граждан по юридическим вопросам. Адвокат – защитник интересов граждан в уголовных делах, их представитель в гражданских делах и т.п. Какой же это только “консультант”?
* В проекте нет четкого определения организационной структуры адвокатуры в субъекте РФ и ее органов.
Предусматривается создание адвокатских кабинетов, или каких-то товариществ (партнерств), то есть адвокатских бюро, с правом юридического лица и без них. Такая неопределенность может способствовать (в ействительности и способствует) как неравноправию ее членов, так и дезорганизации ее работы.
* В проекте предусматривается создание в адвокатуре двух органов: адвокатской палаты и квалификационной комиссии. Между тем порядок их взаимодействия не проработан.
Хотя квалификационная комиссия и должна быть при адвокатской палате, однако таким органом в действительности, как видно из проекта, она не является. Ей придана излишняя самостоятельность.
Компетенция этих двух органов четко не проработана и не согласована. Авторы проекта далеки от повседневной деятельности коллегий адвокатов, ибо там уже созданы такие квалификационные комиссии, и их деятельность не вызывает никаких конфликтов.
* Адвокатская палата и квалификационная комиссия не могут быть признаны действительно демократическими органами самоуправления адвокатуры.
Для того, чтобы представлять интересы граждан (в конечном итоге и адвокатов), квалификационная комиссия не должна состоять (хотя и наполовину) из чиновников и судей. Поскольку такая комиссия должна быть создана как указывается в проекте, при адвокатской палате, она должна формироваться из числа адвокатов.
* Квалификационная комиссия, по нашему мнению, должна быть подотчетна коллективу адвокатов субъекта РФ, а не чиновничьей власти.
Но раз органом управления адвокатуры субъекта РФ является (согласно проекту) адвокатская палата, то и квалификационная комиссия должна быть подотчетна палате .
* В проекте предусматривается создание двух органов управления адвокатурой в субъекте РФ: адвокатской палаты – без каких-либо властных полномочий и квалификационной комиссии – без каких-либо организаторских функций.
Такая природа адвокатуры нужна лишь номенклатуре, а не гражданам, да и адвокатам. Ибо в таком случае адвокатура не сможет ни организовать квалифицированную юридическую помощь гражданам, ни обеспечить нужды органов следствия и судов.
* В проекте не проработаны вопросы дисциплинарной ответственности адвокатов.
Как видно из проекта, дисциплинарными правами наделены и квалификационная комиссия, и адвокатская палата. Однако права этих органов в достаточной степени не конкретизированы.
К тому же нет необходимости дисциплинарными правами наделять два органа адвокатуры субъектов РФ.
Кроме того, что касается адвокатской палаты, то надо конкретно указать, какие дисциплинарные наказания она вправе применять.
* В проекте предусмотрена оплата работы членов адвокатской палаты, квалификационной комиссии и ревизионной комиссии. ,
Однако эти вопросы не конкретизированы. Такое положение может вызвать ряд осложнений в работе адвокатских формирований.
Имеется несколько замечаний к главе 5 (о реализации закона, если он будет принят),
* Совершенно оставлен без внимания вопрос об имуществе коллегий адвокатов и юридических консультаций, о их дальнейшей судьбе.
* На наш взгляд, неправильно решен вопрос об организации первого собрания адвокатов. Формирование состава собрания адвокатов “методом выборки каждого десятого лица” дает возможность чиновничьему аппарату по своему усмотрению и в своих интересах (а они существуют) определить состав этого собрания и исключить из его состава всех неугодных ему лиц.
Много лет существует практика проведения конференций коллегий адвокатов. Квота представительства может быть определенна органом юстиции по согласованию с коллегиями адвокатов. Выборы делегатов на собрание адвокатуры субъекта РФ, как обычно, будут проведены в течение месяца.
* Вызывает возражение норма ст. 50.
Все адвокаты имеют одни и те же права и наделены одними и теме же обязанностями. Поэтому бесплатную юридическую помощь, а также работу по назначению органов следствия и судов должны выполнять все адвокаты без исключения.
Должен действовать принцип равных прав и обязанностей. Кстати, в ПККА такой принцип много лет обеспечивается.
В газете “Известия” за 23 мая 2001 года есть интересная фраза: – “Любой закон принимается как результат сложной комбинации интересов сторон”. Эта фраза – ключ к объяснению появления разных законов.
Нам остается подчеркнуть, что закон об адвокатуре в России должен быть издан не в интересах “разных сторон”, а в интересах наших граждан, и естественно, их защитников- адвокатов. Пока из проекта Федерального закона “Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации” это не усматривается.