Оформление иностранной рабочей силы
С 15 января 2007 года вступили в силу изменения в законодательство, регламентирующее правовое положение иностранных граждан на территории России, в том числе в сфере трудовых отношений между российским работодателем и иностранными работниками.
Ключевое значение имеют следующие нормативные акты:
Федеральный закон № 115-ФЗ от 25.07.2002 года «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с учетом изменений, внесенных федеральным законом № 121-ФЗ от 18.07.2006 года, а также федеральным законом № 258-ФЗ от 29.12.2006 года.
Федеральный закон № 109-ФЗ от 18.07.2006 года «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Постановление Правительства № 682 от 15.11.2006 года «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации».
Постановление Правительства № 9 от 15.01.2007 года «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации».
Постановление Правительства № 783 от 22.12.2006 года «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации».
Иностранные граждане, прибывающие в Россию, условно – при оформлении трудовых отношений – делятся на иностранных граждан из «дальнего зарубежья», то есть из стран, с которыми у России установлен визовый режим въезда-выезда (таких стран большинство), и иностранных граждан из «ближнего зарубежья» – из стран, с которыми у России установлен безвизовый режим въезда-выезда (к таким странам относятся Армения, Узбекистан, Таджикистан, Украина, Кыргыстан, Молдова и др.).
При оформлении разрешительных документов на право осуществления трудовой деятельности для каждой из указанных категорий иностранных граждан существуют особенности.
В частности, изменения, вступившие в силу в начале 2007 года, значительно упростили процедуру оформления разрешений на работу для иностранных граждан из «ближнего зарубежья».
Иностранный гражданин, прибывший в Россию, в течение трех дней обязан встать на учет по месту временного пребывания. Постановку на учет осуществляет принимающая сторона – российское физическое лицо, постоянно проживающий в России иностранный гражданин (тот, кто имеет вид на жительство в России), юридическое лицо (в том числе его филиал или представительство), государственный орган, орган местного самоуправления, представительства иностранных государств, международная организация (п.1 ст. 2 ФЗ №109-ФЗ). Новшеством в законодательстве является то, что постановка на учет теперь возможна не только путем непосредственной подачи уведомления о прибытии иностранного гражданина в орган миграционного учета, но и через организации федеральной почтовой связи. Это значительно облегчает процедуру постановки на учет прибывших иностранных граждан. К уведомлению о прибытии принимающая сторона прикладывает копии своих документов и документов иностранного гражданина. Если постановка на учет происходит посредством организаций почтовой связи, то оплачивается 118 рублей за услуги по приему уведомления о прибытии (Постановление Правительства № 10 от 15.01.2007 года). В случае постановки на учет путем непосредственного обращения в орган миграционного учета никаких сборов и государственных пошлин оплачивать не требуется.
После постановки на учет по месту временного пребывания иностранный гражданин имеет право оформить разрешение на работу. Новые правила оформления разрешения на работу иностранному гражданину, въехавшему в Россию в порядке, не требующем оформления визы, упрощены. По новым правилам при оформлении разрешения на работу иностранный гражданин не привязан к конкретному работодателю – разрешение на работу выдается лично иностранному гражданину, и в нём, в отличие от ранее действовавших правил, не указывается работодатель. Такое нововведение решило проблему «фиктивных работодателей» и «замкнутого круга», а именно – когда иностранного гражданина из «ближнего зарубежья» не принимали на работу, пока у него не было разрешения на работу, но и не давали документы на компанию-«работодателя» для того, чтобы оформить это разрешение на работу, так как работника только предполагалось взять на работу, и работодатели не торопились давать постороннему человеку документы компании. Таким образом, у иностранных граждан возникала нужда в поиске «фиктивного работодателя», с помощью документов которого и оформлялось разрешение на работу. И только после оформления такого разрешения на работу иностранный гражданин приступал к поиску работы.
По новому порядку для оформления разрешения на работу иностранному гражданину требуются только копии документа, удостоверяющего личность, миграционной карты, отрывной части бланка уведомления о прибытии, одна цветная фотография. Вместе с заявлением, к которому приложены указанные документы, иностранный гражданин оплачивает госпошлину в размере 1000 рублей. Документ оформляется в ускоренные, по сравнению с предыдущим порядком, сроки – 10 рабочих дней (прежде срок оформления составлял 40 дней).
При наличии разрешения на работу иностранный гражданин имеет право заключить трудовой договор с любым работодателем.
Для работодателей, использующих труд иностранных граждан, также установлены послабления: на сегодняшний день не является обязательным оформление работодателем разрешения на привлечение и использование иностранных работников с уплатой госпошлины в размере трех тысяч рублей за каждого заявленного иностранного гражданина. При приеме на работу требуется наличие у иностранного работника всех перечисленных ранее документов, в том числе разрешения на работу. Работодателю же вменено в обязанность в течение 10 дней после заключения трудового договора с иностранным гражданином уведомить об этом налоговую службу, миграционную службу и службу занятости населения. Оформление каких-либо еще документов от работодателя не требуется.