Оформление иностранной рабочей силы
В предыдущей статье рассматривался новый порядок оформления разрешений на работу для иностранных граждан, въехавших в Россию в порядке, не требующем оформления визы.
Теперь коснёмся порядка оформления на работу иностранных граждан из стран с визовым режимом въезда в Россию (иностранных граждан из стран «дальнего зарубежья»).
К нормативным актам, указанным в предыдущей статье, следует добавить:
- Приказ Минтруда РФ от 15.07.2003 года № 175 «Об организации работы по подготовке и выдаче территориальными органами Минтруда России по вопросам занятости населения заключений о целесообразности привлечения и использования иностранных работников» (в дальнейшем – Приказ Минтруда № 175),
- Постановления Правительства РФ № 97 от 17.02.2007 года «Об установлении случаев осуществления трудовой деятельности иностранным гражданином или лицом без гражданства, временно пребывающими (проживающими) в Российской Федерации вне пределов субъекта РФ, на территории которого им выдано разрешение на работу (разрешено временное проживание)» (в дальнейшем – Постановление № 97).
- Прежде всего, компания, принимающая на работу иностранных граждан из стран «дальнего зарубежья», обязана иметь Разрешение на привлечение и использование иностранных граждан (п. 4 ст. 13 ФЗ №115-ФЗ).
Оформление указанного документа осуществляется в два этапа.
Во-первых, работодатель должен получить заключение о целесообразности привлечения иностранных работников (в дальнейшем – Заключение) в органе исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения.
Для этого работодатель, планирующий привлечь иностранцев, подает в городской (районный) центр занятости населения заявку о существующих вакансиях. В течение месяца Центр занятости подбирает работодателю кандидатов на замещение вакантных мест из числа российских граждан.
Если в течение этого срока вакансии заполнены не будут, работодатель обращается в Центр занятости населения с заявлением о выдаче заключения, которое рассматривается в течение 7 дней.
Результатом его рассмотрения является выдача городским (районным) Центром занятости предложения с целью оформления в установленном порядке Территориальным органом Заключения.
Следующим шагом работодателя является обращение в орган исполнительной власти субъекта РФ, ведающего вопросами занятости населения (в дальнейшем – Территориальный орган) с заявлением о выдаче Заключения, к которому прикладывается предложение Центра занятости. В течение 7 дней территориальный орган выдает требуемое Заключение с учетом наличия в регионе равноценной рабочей силы, отсутствия возможности ее перераспределения внутри соответствующего субъекта Российской Федерации или между субъектами РФ (п. 19 Инструкции, утвержденной Приказом Минтруда № 175).
Заключение содержит сведения о количестве, специальностях, гражданстве привлекаемых работников, а также сроках их привлечения.
Приказ Минтруда № 175 предусматривает возможность обращения работодателя и непосредственно в Территориальный орган, минуя городской (районный) Центр занятости населения (п. 16 Инструкции). В таком случае территориальный орган имеет право выдать Заключение самостоятельно, без учета мнения Центра занятости, в семидневный срок. Если все же Территориальный орган посчитает необходимым наличие предложения Центра занятости, то документы в течение трёх дней отправляются в Центр занятости для получения от него Предложения в установленном порядке. Причем, если работодатель не обращался с заявками о существующих вакансиях, для получения предложения от Центра занятости предусмотрен срок до 14 дней.
До 01 января 2007 года вопрос о выдаче Заключений относился к ведению Российской Федерации, но после принятия Федерального закона № 258-ФЗ от 29.12.2006 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» эти полномочия перешли к ведению субъекта РФ. Изменение подведомственности вопроса не повлияло на состав пакета документов и сроки выдачи Заключений. Однако в последнее время от работодателей стали требовать получение дополнительных согласований пакета документов с Администрацией Приморского края. Получение таких согласований законодательством России не предусмотрено.
Вторым этапом оформления документов на компанию-работодателя является составление пакета документов для получения непосредственно самого разрешения на привлечения иностранных работников (в дальнейшем – разрешения).
Кроме Заключения о целесообразности привлечения и использования иностранных работников, к заявлению прикладываются документы на компанию-работодателя, а также документ об оплате государственной пошлины в размере трех тысяч рублей за каждого заявленного иностранного работника.
Документы для оформления разрешения подаются в Федеральную миграционную службу непосредственно или по почте. Срок рассмотрения документов – 30 дней, а при необходимости проведения экспертизы документов – 45 дней.
Важно отметить, что разрешение выдается для привлечения иностранных работников конкретного государства по определенным специальностям в определенном количестве. Принимать на работу иностранных работников на другие специальности или граждан иной страны нельзя. Пункт 14 Постановления запрещает передачу Разрешения другому работодателю.
Кроме того, Постановление определяет, что работодатель может использовать труд иностранных работников только в субъекте РФ, указанном в разрешении. Новшеством является принятие Постановления Правительства РФ № 97. Оно внесло ясность в определение возможности отправления иностранных работников в командировки, так как ранее существовало несоответствие между ограничениями, установленными для иностранных работников и трудовым законодательством России. Так, иностранный работник может быть отправлен в командировку за пределы субъекта РФ, на территории которого ему разрешено работать, на срок не более десяти дней в течение срока действия разрешения. Исключение составляют работники, характер профессиональной деятельности которых связан с постоянными разъездами – для них этот срок составляет 60 календарных дней в течение срока действия разрешения.