Возмещение убытков или вреда, причиненных таможенными органами

Нередко случаются ситуации, когда участники ВЭД – физические и юридические лица сталкиваются с незаконными действиями таможенных органов в отношении перемещаемых этими лицами товаров и/или транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза.

По данным Федеральной службы гос. статистики, только за 2011 годво внешнеэкономической деятельности 24292 компаний и ИП, таможенные органы в ходе проверок и административных расследований выявили различные правонарушения.

Выявленные правонарушения не всегда являются законными и обоснованными. Как указывается на сайте Статистики работы арбитражных судов, непосредственно Арбитражным судом ПК в 2012 г. было рассмотрено 4465 дел, связанных с оспариванием актов и действий таможенных органов, из которых только 190 дел были отменены вышестоящими судами в пользу таможенных органов. Данное обстоятельство указывает на то, что арбитражные суды все чаще встают на сторону участников ВЭД и оказывают им содействие в защите своих гражданских прав.

Однако, удовлетворение судами требований указанных в исковых заявлениях, еще не является полной и безоговорочной победой добросовестного участника ВЭД над таможенными органами. Зачастую незаконные акты и действия таможенных органов приводят к причинению вреда юридическим и физическим лицам или их имуществу. Тем не менее, несмотря на вред, причиненный таможенными органами, участник ВЭД в свою очередь, также имеет некоторые преимущества по защите своих прав.

Так, согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.

При этом таможенное законодательство РФ возлагает на таможенные органы ответственность за причиненный вред. Так, всилу ст. 25 ФЗот 27.11.2010 N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» за неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут <…> гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ, а вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательствомРФ. В соответствии со ст. 1082 ГК РФ, в случае удовлетворения требования о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить причиненные убытки.

В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно ст. 16 ГК РФ убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

При этом, исходя из смысла ст. 15 ГК РФ лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать: 1) факт причинения вреда; 2) противоправность (вину) действий ответчика; 3) наличие причинной связи между двумя указанными выше элементами; 4) размер подлежащих возмещению убытков. При недоказанности любого из этих элементов в возмещении убытков должно быть отказано.

Как указывалось выше, арбитражные суды зачастую поддерживают позицию участников ВЭД и способствуют правильному разрешению дела, что нередко подтверждается принятыми судебными актами.

Например, удовлетворяя заявленное требование в определенной сумме, суды исходят из доказанности факта хранения спорного товара на складе в определенный период, оплаты хранения, неправомерности действий таможенного органа, а также причинно-следственной связи между действиями таможенного органа и понесенными обществом убытками. Лицо в период задержки выпуска таможенным органом товара вынужден был нести затраты на хранение контейнера, внутрискладские перемещения, внутритерминальные перемещения, проведение таможенного досмотра, пломбировки, а также затраты на доставку груза (рама и кузов автомобиля) отдельного от остального в город, что должно подтверждаться соответствующими документами.

Доказать причинно-следственную связь между понесенными убытками и действиями таможенных органов совсем не трудно, так как таможенные органы сами создают такие условия в которых явно углядываются и сам факт причинения вреда (например хранение товара ввиду незаконной корректировки таможенной стоимости) и противоправные действия таможенных органов (например принятое таможенным органом определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования), а также сама причинно-следственная связь (например из-за противоправных действий таможенного органа, юридическое лицо было вынуждено хранить товар на складе до момента снятия ареста) и размер подлежащих возмещению убытков (который подтверждается имеющимся договором на хранение с владельцем склада или экспедитором, выставленными счетами и/или счетами-фактурами, актами оказанных услуг).



Добавить комментарий

Войти через соцсети