Рекламируете бизнес? Готовьтесь платить штраф!

ИЛИ ПОЧЕМУ НУЖНО СОВЕТОВАТЬСЯ С ЮРИСТОМ ДО ЗАПУСКА РЕКЛАМНОЙ КАМПАНИИ

«Делать деньги без рекламы может только монетный двор», – сказал однажды английский политик Томас Маколей и был прав. Даже самый скромный бизнес заявляет о себе с помощью РR-технологий. Что уж говорить о крупных участниках рынка: в борьбе за потребителя они тратят миллионные рекламные бюджеты, подчас забывая о правовой стороне вопроса. Увлекаясь оригинальностью рекламной идеи в ожидании коммерческого эффекта вы легко можете не заметить неочевидные риски.

Федеральный закон «О рекламе» (далее – ЗоР) предъявляет целый ряд требований. Нарушение любого из них расценивается как ненадлежащая реклама. Частью 1 ст. 14.3 Кодекса об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 100 до 500 тыс. рублей для юридических лиц. Так что если не хотите стать объектом проверки антимонопольной службы и выбрасывать в корзину всю рекламную кампанию, советуем ознакомиться с некоторыми примерами ненадлежащей рекламы.

Не красьте котов

Арбитражный суд Свердловской области признал ненадлежащей рекламу следующего содержания: «Покрась кота в оранжевый цвет, устрой дома невероятную вечеринку, и пусть соседи ночью не сомкнут глаз, пусть знают: настало время «Ч»…» Такая реклама, по мнению суда, воспринимается как призыв или побуждение к совершению противоправных действий, имеющих своей целью нарушение прав и законных интересов других лиц. Призыв красить кота противоречит принципам гуманности и является жестоким обращением с животными. В данном случае компания нарушила п. 2 ч. 4 ст. 5 ЗоР. Штраф составил 40000 рублей (дело №А60-1177/07-С9).

Пишите по-русски

В другом деле реклама, размещенная в торговом центре г. Казани, была признана ненадлежащей, так как содержала иностранное слово «SALE» без перевода. Согласно п. 1 ч. 5 ст. 5 ЗоР в рекламе не допускается использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации. Как отметил суд, слово «sale» имеет несколько значений: 1) продажа, сбыт, 2) продажа с аукциона, с торгов, 3) распродажа по сниженной цене. На языках мира слово имеет различные значения: на французском – «нечистый, гнусный»; на итальянском – «соль»; на испанском – «солить». Но поскольку в рекламе отсутствует перевод иностранного слова на русский язык, то потребитель не может в полном объеме уяснить смысл данного выражения. В результате за ненадлежащую рекламу организация заплатила штраф 100000 рублей (дело №А65-19639/2012).

Когда нельзя хранить тайну

Одна из известных компаний Владивостока была вынуждена демонтировать наружную рекламу следующего содержания:

«Чтобы грызть гранит науки, покупайте ноутбуки! Беспроводной интернет и 25% в подарок каждому…». При этом на сайте компании были указаны и иные условия покупки товара по акции. В частности, было указано, что акция проходила с 15 августа по 30 сентября, а также, что 25% стоимости ноутбука выдаются в виде купонов только при оплате наличными и т.д. В итоге суд пришел к выводу, что компания нарушила требования ч. 7 ст. 5 ЗоР, согласно которой не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Компанию оштрафовали на 60000 рублей (дело №А51-21665/2009).

Караул, спасите!

Мы привели только малую часть возможных нарушений, поэтому советуем не торопиться соглашаться с идеями рекламного отдела, а проверить их на соответствие законодательству РФ.

Если этого не сделаете вы, то рекламой займутся сотрудники Федеральной антимонопольной службы, которые возбудят административное дело по признакам нарушения положений Закона о рекламе и письменно пригласят вас на составление протокола об административном правонарушении.

Если вы не явитесь, протокол все равно будет составлен, а копия направлена в ваш адрес. Также вас письменно уведомят о времени и месте рассмотрения дела, где вы вправе представить свои возражения. После вынесения Постановления о наложении штрафа у вас есть только 10 дней на обжалование, которое не часто бывает эффективным, а только увеличивает ваши расходы на представительство в суде.

Так что лучший способ избежать неприятностей – сделать правовой анализ PR-акции у юриста и спокойно ждать коммерческого эффекта. Удачи в бизнесе!



Добавить комментарий

Войти через соцсети