Как вы фирму назовете, то она и принесет, или юридические тонкости нэйминга

Нэйминг, или процесс создания названия компании, – занятие увлекательное. Можно придумывать самому или обратиться в специализированные маркетинговые фирмы. В любом случае нужно знать, что не все слова позволено применять в названии предприятия. Узнайте, что с точки зрения закона допустимо, а что возможно только при особых условиях или вовсе запрещено.

1. Согласно ст. 54 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму. Это означает, что в любом названии коммерческой организации присутствует одно из следующих сочетаний:

  • ООО – общество с ограниченной ответственностью.
  • АО – акционерное общество (в случае если акции компании не имеют открытого обращения, размещения).
  • ПАО – публичное акционерное общество (общество, чьи акции и ценные бумаги публично размещаются, находятся в обращении).

Например, ООО «Ромашка», ПАО «Синдикат» и так далее.

2. В некоторых случаях в названии должно быть указание на характер деятельности, например, такой как «биржа», «банк», «микрофинансовая организация» и т.д. Например, ПАО «Банк «Кредитный».

3. Наименование должно быть обязательно на русском языке. Дополнительно вы можете для компании создать одно полное фирменное наименование и (или) одно сокращенное фирменное наименование на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке. Если при регистрации было указано только полное наименование, например Общество с ограниченной ответственностью «Агентство недвижимости «Дом», то вы уже не имеете права в официальных документах писать сокращенно ООО «АН «Дом».

4. Вы не вправе употребить в наименовании слова «Россия», «российский», если не имеете на то специальное правительственное разрешение. Оно может быть получено, если, например, у вашего предприятия будут зарегистрированы филиалы и (или) представительства более чем в половине субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день в России существуют 85 субъектов, следовательно, филиалы/представительства у вас должны быть не менее чем в 43 из них (см. Постановление Правительства РФ от 03.02.2010 г. №52).

Отказ в регистрации вы получите и в случае, если в наименование включены слова «федеральный», либо названия государств, госорганов, межгосударственных союзов, например СНГ.

Одно из интересных судебных разбирательств было связано с компанией «Ространс». Налоговая инспекция привлекла ее к ответственности за неуплату госпошлины за использование в наименовании сокращения от слова «Россия». Представитель компании сообщил в суде, что название вовсе не связано со словом «Россия», а образовано от латинского «ростра», что в переводе означает «нос корабля», и символа НС, который в международной терминологии признан как сокращение физической величины единицы измерения импульса силы. Однако суд не воспринял всерьез такое объяснение, поскольку одним из основных видов деятельности фирмы были именно транспортные услуги. Кроме того, слово «ространс» не существует как самостоятельное слово русского языка (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.05.2004 №Ф04/2772-239/А81-2004).

Однако вы вправе употребить в названии такое слово, как «департамент». Согласно последней судебной практике, такое словоупотребление соответствует закону и никоим образом не свидетельствует об участии государства в деятельности общества. В этом случае у инспекции нет оснований для отказа в государственной регистрации общества (см. дело №А60-56607/2014 ООО «Юридическая компания «Правовой департамент»).

5. Не допускается использовать наименование, если ранее уже была зарегистрирована фирма с таким же или схожим названием и при этом эта компания осуществляет деятельность, аналогичную вашей. Нарушение будет даже в том случае, если у компаний различные организационно-правовые формы (например, ООО и АО), поскольку это различие само по себе не свидетельствует об отсутствии нарушения права на фирменное наименование (см. Постановление ФАС Уральского округа от 07.11.2013 №Ф09-11003/13).

6. Нельзя также использовать обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали. Так, если вы планируете название фирмы зарегистрировать как торговую марку для своей продукции, то позаботьтесь о том, чтобы оно не противоречило нормам ст. 1483 ГК РФ. К примеру, вполне допустимое название для ООО «В кругу семьи» было отклонено Роспатентом как торговая марка для крепкого алкогольного напитка. Суд указал, что оно способно породить у покупателей представление о том, что употребление алкоголя в кругу всех членов семьи является нормой, тем самым пропагандируя это как проявление семейных ценностей (Решение Суда по интеллектуальным правам от 02.09.2014 по делу №СИП-592/2014).

Учитывайте требования закона в нэйминге и удачи в ваших начинаниях!



Добавить комментарий

Войти через соцсети