Как получить лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия?
8 февраля 2011 г. Указом Президента РФ №155 была расформирована Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура), а все принадлежащие ей функции, в том числе лицензирование реставрационной деятельности, были переданы Министерству Культуры.
Также, согласно вступившему в силу 4 мая 2011 г. Федеральному Закону №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», организациям, планирующим проведение проектных и производственных реставрационных работ на объектах культурного наследия, представляющих историческую ценность и находящихся под охраной Минкультуры России, а также объектах федерального значения в соответствии со ст. 3 ФЗ №73 от 25.06.2002 г. было вменено в обязанность оформление лицензии Минкультуры.
В результате передачи функции лицензирования и контроля в области реставрации Министерству Культуры, процедура получения реставрационных лицензий претерпела изменения. Во-первых, сменился классификатор работ по сохранению объектов культурного наследия, во-вторых, изменились требования к специалистам-реставраторам. К примеру, на некоторые виды работ требуется теперь не один, как раньше, а два и более специалистов.
В-третьих, изменился перечень аккредитованных учебных центров по повышению квалификации реставраторов и прочее.
В рамках усиления контроля за реставрационной деятельностью, государство прекратило действие реставрационных лицензий, выданных Росохранкультурой до вступления в силу выше указанного Федерального закона. Лицензии с истекшим сроком не подлежат переоформлению. Строительные компании обязаны получить новые лицензии уже Министерства Культуры. То же относится и к действующим реставрационным лицензиям при условии внесения каких-либо изменений в учредительных документах (смена адреса, названия организации и т.п.) либо увеличения лицензируемых видов работ.
Новые лицензии являются бессрочными и выдаются исключительно Министерством культуры Российской Федерации, расположенным по адресу г. Москва, Малый Гнездниковский переулок, д. 7/6. стр. 1.
Важно также знать, что по правилам предоставления лицензий после вступления в силу ФЗ-99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» по всем ведомствам, где предусмотрено бессрочное лицензирование, осуществляются не только документарные проверки соискателей лицензии на предмет их легитимности, но также и плановые выездные по месту осуществления деятельности. Основанием для такой проверки со стороны Министерств является подача заявления на предоставление или переоформление лицензии.
На местах контрольно-ревизионные функции будут распределены между Приморским Управлением Минкультуры России и Управлением по охране объектов культурного наследия Приморского края.
«В наши полномочия входит проверка строительных компаний на предмет их соответствие лицензионным требованиям. В случаях нарушения, мы имеем право информировать Министерство культуры, которое имеет право отозвать лицензию», – комментирует Петр Юрьевич Самойленко, руководитель Приморского Управления Минкультуры России.
В свою очередь, Управление по охране объектов культурного наследия Приморского края получило право устанавливать критерии соответствия проводимых работ требованиям к реставрации зданий, имеющим культурное и историческое значение. Оно же осуществляет контроль за качеством оказанных услуг.
Срок получения лицензии Минкультуры по закону составляет 45 рабочих дней. Но фактически в связи с отсутствием региональных представительств лицензирующего органа этот период растягивается на 2-6 месяцев.
- Перечень документов необходимых для оформления реставрационной лицензии Минкультуры:
- Устав предприятия (нотариальная копия).
- Свидетельство о государственной регистрации ОГРН (нотариальная копия).
- Свидетельство о постановке на учет ИНН (нотариальная копия).
- Свидетельство об изменениях в учредительных документах ГРН (все вносимые изменения) (нотариальная копия).
- Выписка из ЕГРЮЛ (нотариальная копия или оригинал).
- Протокол (Решение) о создании организации (копия).
- Приказ о вступлении в должность руководителя (копия).
- Справка Госкомстата о присвоении кодов статистики (нотариальная копия).
- Протоколы (Решения) об изменениях в учредительных документах (к ГРН) (копия).
- Карточка предприятия (в свободной форме).
- Диплом руководителя организации или иной документ об образовании (копия).
- Паспорт руководителя организации (копия).
- Трудовая книжка руководителя организации (копия).
- Документы об образовании сотрудников организации (дипломы, аттестаты, трудовые книжки – копии, при наличии).
- Имеющаяся лицензия (при продлении, дополнении, изменении видов, смене бланка и т.д.) (При продлении лицензии необходимо приложить нотариально заверенные копии всех ранее выданных лицензий, при расширении – оригинальный бланк имеющейся лицензии). 1
- Договор аренды на офисные помещения и свидетельство на право собственности (нотариальная копия или копия, заверенная Арендодателем и Арендатором).
- Отзывы о ранее проведенных работах (при продлении, дополнении, изменении видов, смене бланка и т.д. (если есть, копии)).
В связи со сложностями оформления реставрационной лицензии Минкультуры, эту работу лучше передать профессионалам. Мы поможем с выбором аккредитованного учебного центра и повышением квалификации специалистов в области реставрации, правильно оформим все необходимые документы для подачи в лицензионный отдел Министерства Культуры, возьмем на себя расходы по общению с лицензирующим органом и юридическое сопровождение проверок на местах.