Изменение порядка аттестации рабочих мест по условиям труда
Аттестация рабочих мест по условиям труда является одной из обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий работы, установленной ст. 212 ТК РФ. Однако, при необходимости проведения такой аттестации, вряд ли найдется работодатель, не желающий избежать ее проведения. Причинами такого отношения к проведению аттестации рабочих мест является не только ее трудоемкость, но и дороговизна.
При этом избежать расходов работодателю не удастся, ведь в случае проверки государственной инспекцией труда он может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу ст. 209 ТК РФ, аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.
В настоящее время аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 г. №569. В связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 г. №342н, с 1 сентября 2011 года вступит в силу новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда. По сравнению с Порядком, действующим в настоящее время, новый Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда претерпел существенные изменения и дополнения:
В частности, в новый Порядок введен раздел IV «Особенности проведения аттестации отдельных видов рабочих мест», которым установлено, что особенности аттестации устанавливаются локальным нормативным актом работодателя, разработанным на основании Порядка, согласованным с первичной профсоюзной организацией или иным представительным органом работника.
Еще одним новшеством в Порядке проведения аттестации рабочих мест является установление правил проведения внеплановой аттестации рабочих мест по условиям труда.
- Внеплановая аттестация проводится:
- в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения аттестации.
- Обязанность работодателя провести внеплановую аттестацию установлена также в случаях:
- выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;
- замены производственного оборудования;
- изменения технологического процесса;
- изменения средств коллективной защиты.
Новый Порядок устанавливает изменения в оформлении результатов аттестации рабочих мест: с момента введения нового Порядка в действие результаты проведенной аттестации будут оформляться составлением отчета об аттестации, к которому прилагаются документы согласно перечню, утвержденному Порядком. Для сравнения: в настоящее время действующий Порядок проведения аттестации не предусматривает составление отчета по результатам проведенной аттестации.
- Кроме того, новым Порядком аттестации рабочих мест дополнен перечень целей, для которых используются результаты проведенной аттестации. Так, согласно новому Порядку, результаты проведенной аттестации, в том числе, используются для:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- установления работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными или опасными и иными особыми условиями труда, сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда;
- сбора и обработки информации о состоянии условий и охраны труда у работодателей.
Помимо вышеизложенного, более детально регламентируются требования к аттестующей организации. Согласно новому Порядку, аттестующая организация должна быть независимым лицом по отношению к работодателю, на рабочих местах которого проводится аттестация данной аттестующей организацией. Работодатель вправе привлечь для выполнения работ по аттестации несколько аттестующих организаций. При этом между аттестующими организациями работа по аттестации может быть распределена как по количеству рабочих мест, подлежащих аттестации, так и по видам работ, выполняемых на данных рабочих местах.
Необходимо также отметить, что проведение аттестации рабочих мест по условиям труда до вступления в силу нового Порядка будет осуществляться в соответствии с Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. №569. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с действующим в настоящее время Порядком, действительны до проведения очередной аттестации рабочих мест по условиям труда. При этом сроки проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организации устанавливаются исходя из того, что каждое рабочее место должно аттестовываться не реже одного раза в пять лет.
Таким образом, с 1 сентября 2011 года работодателям необходимо учитывать измененные условия и новшества в проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, а также разработать и утвердить предусмотренные новым Порядком локальные нормативные акты.