Деятельность управляющих компаний станет прозрачнее

В настоящее время Жилищный кодекс Российской Федерации предусматривает несколько форм управления многоквартирными домами, выбор которых зависит от решения общего собрания собственников жилья. Одной из самых распространенных форм является управление управляющей компанией.

Под управляющей организацией понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договора управления, заключенного в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации. Управляющая компания осуществляет выполнение работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление которых регулярно выставляет счета собственникам жилья. Однако, какие именно затраты управляющая компания относит на ту или иную статью, особенно с названием «хоз. нужды», остается не вполне понятными.

Для разрешения указанной ситуации в Жилищный кодекс в июле текущего года были внесены изменения, устанавливающие обязанность управляющих компаний обеспечить свободный доступ к информации о своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствии со стандартами, утвержденными Правительством РФ. В связи с чем 23.09.10 г. Постановлением Правительства РФ № 731 был утвержден Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, вступивший силу 09.10.10 г., который устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию управляющими организациями, а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.

Так, управляющая организация обязана раскрывать: а) общую информацию об управляющей организации; б) основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации; в) сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; г) порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; д) сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; е) сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.

При этом стандарт устанавливает определенный перечень сведений, которые должны быть предоставлены по каждому вышеуказанному пункту. Например, информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации должна содержать: а) описание содержания каждой работы (услуги), периодичность выполнения работы (оказания услуги), результат выполнения работы (оказания услуги), гарантийный срок (в случае, если гарантия качества работ предусмотрена федеральным законом, иным нормативным правовым актом Российской Федерации или предлагается управляющей организацией), указание конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); б) стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. м общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. м соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. м площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.).

Кроме того, стандартом предусмотрены различные пути раскрытия указанной информации: размещение на официальном сайте управляющей организации или органа местного самоуправления (в обязательном порядке, кроме мест, где отсутствует доступ к Интернету), опубликование в СМИ, оформление информационных стендов, предоставление информации по запросам потребителей и т.д., что должно быть исполнено управляющими организациями, осуществляющими деятельность на момент принятия стандарта, в течение 2 месяцев с момента вступления в силу, то есть до 09.12.10 г. Все изменения, подлежащие внесению в раскрытую информацию, должны быть опубликованы в тех же источниках, в которых первоначально была опубликована соответствующая информация.

    При этом в рассматриваемом документе установлены сроки их внесения:
  • на официальном сайте в сети Интернет – в течение 7 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений;
  • в официальных печатных изданиях – в течение 30 дней со дня изменения соответствующих сведений;
  • на информационных стендах (стойках) в помещении управляющей организации – в течение 2 рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений.

Вся информация, раскрываемая управляющей организацией, должна храниться в течение 5 лет. Стандарт устанавливает правила учета и обработки запросов граждан, ответ на которые должен быть предоставлен: по письменному запросу – в течение 20 дней, по электронному запросу – в течение 2 рабочих дней. При этом необходимо учитывать, что, если запрашиваемая информация уже опубликована в официальном источнике (Интернет, СМИ и т.д.), при ответе на запрос управляющая организация имеет право не раскрывать соответствующую информацию, а предоставить ссылку на опубликованный источник.

В случае предоставления недостоверной информации, а также немотивированного отказа в ее предоставлении, граждане имеют право на обращение в суд с требованием о наложении обязанности на управляющую организацию о ее предоставлении. Должностные лица управляющей компании, отвечающие за предоставление информации, могут быть привлечены к административной ответственности по ст. 5.39 Кодекса об административных правонарушениях. Таким образом, принятые стандарты вносят определенную ясность в деятельность управляющих организаций, устанавливают возможность граждан получать интересующие их сведения путем запроса. При этом хотелось бы рассчитывать, что такие же стандарты будут установлены для других форм управления многоквартирным домом, главным образом, для товариществ собственников жилья.



Добавить комментарий

Войти через соцсети