Война миров

Да, скифы – мы! Да, азиаты – мы,
С раскосыми и жадными очами!
Александр Блок, 1918

Неспокойно в мире. Такое ощущение, что в любой момент мир может накрыться «медным тазом». Бегают какие-то отчаянные персонажи с криками: «Как взорву всех нафиг!». То какую-то заразу смастрячат, что мир второй год не может от нее очухаться. А на подходе новая, подарок от обезьян. То суперядовитая химическая гадость-новинка, которая целый город может угрохать в один момент. Чем больше успехи на пути прогресса человечества, тем большим опасностям оно себя подвергает. Такое впечатление, что любое открытие в силу какой-то врожденной агрессивности пытаются обернуть во вред людям. Помню телевизионный сюжет, в котором на вопрос ребенка о том, какие новые возможности открывает искусственный интеллект, прозвучал ответ приглушенным доверительным тоном: «Кто овладеет искусственным интеллектом, тот станет властелином мира». Каково?! Как бы нам совсем не исчезнуть, согласно принципу Ферми, чтобы не мешать другим цивилизациям во Вселенной?

Что же за непримиримая вражда зреет в мире? Государства нередко враждовали и воевали меж собой. Это был подростковый возраст человеческой цивилизации. Эрнст Геккель сформулировал основной биогенетический закон (закон Геккеля), согласно которому каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенезе) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез). От клетки к зародышу, проходящему все стадии эволюции живых, к ребенку, который к трем годам уже имеет интеллект шимпанзе. Также и человеческое общество претерпевало изменения по мере своего развития от первобытного звероподобного зародыша, проходя в Средние века драчливый, заносчивый, непримиримый период (юношеский максимализм), к взрослой рассудительности, мудрости, терпимости. Народы, государства (миры) отличались мировоззрением, своими взглядами на перспективы общественного развития, но оставались вменяемыми, сводя разногласия к мирному сосуществованию и соревнованию.

Так, начиная с начала XX века в мире шла борьба, к счастью, мирная, двух систем – капиталистической и социалистической (коммунистической). Существовало два мира, два лагеря стран – приверженцев той или другой парадигмы. К концу XX века социализм проиграл как менее производительный и менее технически и технологически развитый общественный строй. Что понимается под «капитализмом» и «социализмом», мы подробно обсуждали в предыдущем разговоре (КД №259, февраль 2022 г.). Вкусив на короткое время прелести «НЭПа» в конце 90-х, мы ринулись опять укреплять вертикаль власти.

В прошлом году президент открыто признал, что главной нашей задачей является борьба с бедностью. И это при баснословных-то доходах от продажи природных богатств! А кабы без них? Вообще кирдык? Как-то так получилось, что наши природные богатства растеклись по дворцам, яхтам, зарубежным виллам нашей новой «элиты».

А как насчет бедности? Самое время объяснить наши неудачи происками врагов. А как иначе? Мы бы, конечно… да и вообще уже с колен поднялись, но эти проклятые супостаты, «русофобы», очень боятся нашего развития и хотят отобрать у нас наши земли с полезными ископаемыми. Хотят нас, как какую-то Японию, загнать на какие-либо острова практически без полезных ископаемых.

И вообще у нас другой путь, не в обогащении счастье. Наша правда – высокая духовность, с духовными скрепами, чуждая материальному обогащению. Это бездуховная Гейропа купается в роскоши. А весь мир завидует нам. Правда, наши олигархи живут и хранят свои накопления там. Да Бог с ними, с этими бездуховными олигархами, наши высшие «жрецы» своих детей и близких давно туда спровадили и сами навострились.

Какой-то свой особый путь, не вперед, к развитию цивилизации и росту благосостояния населения, и не назад, а куда-то «туда». По факту же движение вспять, во тьму веков. И вот ведь какая штука, именно в бедных странах высок уровень преступности – этой социальной язвы любого общества. Чем беднее страна, тем менее ценны в ней права человека, тем выше произвол знати, чиновников.

Дорога, вымощенная благими намерениями, ведет в ад

И тут на сцену вылезли «русофобы» – англосаксы, которые, сами того не подозревая, ведут беспощадную, бескомпромиссную борьбу с «русским миром».

Для начала, кто есть кто? Англосаксы – это кто? Кто наши цивилизационные антагонисты? Исторически это германские племена. Как пропагандистское клише это США и Англия, ну можно добавить сюда Канаду. То есть те, которые живут лучше нас, которых мы не любим, но стремимся туда всей душей и телом. Это «англичанка», которая все время нам «гадит». На самом деле это ошибочное мнение. Англосаксами являются также немцы, голландцы, австрийцы, норвежцы, шведы и датчане, в Германии даже есть область Саксония.

А русские – это кто? Тут все еще запутаннее. Есть мнение ученого люда, что это славяне. В западной культуре есть спекуляции на эту тему, связанные с тем, что во многих западных языках «славяне» означает «невольники», рабы. Ну, как «негры» в Северной Америке. Другая точка зрения на этногенез русской нации утверждает, что это финно-угры (венгры, финны, эстонцы, мордва, удмурты, марийцы, ханты, манси и др.). Существует также мнение, что начало русской государственности связано с призванием Рюрика на правление.

Золотой серединой можно назвать точку зрения Ломоносова, развитую впоследствии профессором Ярославского юридического лицея Ушинским. Оба ученых утверждали, что славяне и финно-угры имели взаимное влияние. Чудь, меря, мурома постепенно вошли в состав русских, привнеся с собой опыт поколений автохтонного финно-угорского населения европейской части России, тем самым обогатив зарождавшийся русский этнос.

Говорят, что был забавный исторический эпизод. Император Николай I однажды на придворном балу спросил маркиза Астольфа де Кюстина, спасавшегося в России от французской революции:

– Маркиз, как вы думаете, много ли русских в этом зале?

– Все, кроме меня и иностранных послов, ваше величество!

– Вы ошибаетесь. Вот этот мой приближенный – поляк, вот немец. Вон стоят два генерала – они грузины. Этот придворный – татарин, вот финн, а там крещеный еврей.

– Тогда где же русские?

– А вот все вместе они и есть русские.

Не вижу никакого смысла рассуждать про какую-либо богоизбранную нацию, про «ариев», выходцев из «Гипербореи», а не из Африки, как все нормальные Homo sapiens. Кто бы их посчитал, сколько их было на Земле,  таких народов-богоносцев. Уже был в истории один бесноватый персонаж – «истинный ариец», по факту австрияк, который развязал Вторую мировую войну, исходя из своих представлений о правильности формы черепов. В результате угробил десятки миллионов человеческих жизней и с теми черепами, и с другими. Если кто-то не выучил этот урок истории, то это не основание оставлять на второй год все человечество.

Так в чем же дело? А вот в чем. Для русских главное – это правда, а для их «антагонистов» – закон. Основные принципы русского мира – справедливость и нравственность. Тут надо разбираться. Правда, справедливость, правила, право однокоренные слова. «Право» – синоним «закона».

Современное право уходит корнями в первобытные времена с их привычками, обычаями, традициями, заветами. Здесь корни морали и нравственных ценностей. Залог стабильности и успеха первобытных социумов. Неуклонное исполнение их способствовало развитию этой популяции. Те, кто нарушал эти правила, жил по принципу «что хочу, то ворочу», изгонялись из племени, становились изгоями. Десять заповедей Христа, семь смертных грехов и семь добродетелей. Вся логика общественного развития сводилась к тому, чтобы разделить в сумеречном сознании наших предков понятия добра и зла. Добродетель и грех. Бог и дьявол. Рай и ад.

Великий социолог и экономист, лауреат Нобелевской премии Фридрих фон Хайек еще в середине прошлого века говорил, что, несмотря на то, что значение морали и нравственности для благополучия общества не выводится логическим путем, те народы, которые следовали моральным принципам, ориентируясь на нравственные ценности, добились лучших исторических результатов. В это просто надо верить. Вера. Автор этих строк, махровый атеист в юношестве, с годами пришел к пониманию роли и значения религии в развитии человечества. Так что закон и нравственность – это не антиподы. Хотя разные законы не безупречны, но они поправляются жизнью. Римское право, законы ислама, британское право – никакое государство не может существовать без права.

Главное сегодня – это правда. Это для русских. А для них – «все по закону». Это для англосаксов. Для русских главное – по справедливости, но не по закону. А как, по понятиям? Пренебрежительное отношение к закону – это действительно наше. Не влезает что-то в законные рамки – меняем закон. Не позволяет что-то Конституция – меняем Конституцию. Мол, устарела она и не отвечает текущему моменту. И что-то не было слышно судебных процессов над теми, кто нарушал наш Основной Закон. Конституционный суд молчит, превратившись в декоративный орган. А что мелочиться, можно ведь поменять и Гражданский кодекс, и Уголовный… Мол, не отвечают обычаям текущего момента. Совершил некто уголовное преступление, а ему вместо наказания -орден или почетное звание. «Басманное правосудие». Беззаконие. Произвол. Примат силы. Закон что дышло, куда повернул, туда и вышло (русская народная пословица). Нет, не любим мы законы.

Тут нет непримиримых противоречий. Уверен, что русские не за самосуд, не за костры инквизиции, не за право сильного. Не получается у нас пока с верховенством права, с равноправием граждан перед законом. Не стала у нас судебная система третьей властью. И упреки в ее адрес вполне справедливы.

Не могу согласиться с тезисом о том, что национальная особенность русских – это строить. Мол, куда бы они ни пришли, то первым делом начинают строить. А у себя дома не строят. Менталитет у них такой. Прямо муравьи какие-то. И в этом их правда. На уровне врожденного инстинкта, ну, как конь бьет копытом. Нет, это не ущербность русской нации. В этом нет национальной черты. Просто в период соревнования капиталистической и социалистической модели общества нам приходилось много строить за рубежом, в соцстранах. Чтобы уровень жизни в них не казался разительно ниже, чем в соседних капиталистических странах. Так, много строили в ГДР, в прибалтийских республиках, на Кубе, в азиатских и африканских странах. Тем не менее народ перетекал из страны в страну, самостоятельно осуществляя свой выбор. И никакие стены и заборы этому не могли препятствовать. Не строили у себя дома? В Москве, этой витрине социализма, еще как строили. А в «глубинке»? Так там же не видно. Все показное, декоративное.

Но вернемся к тектоническому столкновению англосаксов и русского мира. Давайте попробуем численно представить себе эти враждующие антагонистические цивилизации. Англосаксов (включая Великобританию, Канаду и США) примерно 440 млн человек, русских примерно 146 млн. То есть всего примерно 586 млн чел. А в мире на сегодня без малого 8 млрд чел. То есть «антагонистов» чуть более 7% от общей численности в мире. Ну, никак не тянет на тектоническое столкновение цивилизаций. Так, больше похоже на свару с соседом по даче. А как это выглядит на шкале продуктивности? Англосаксы – без малого треть всего мирового производства (29,5%). Россия – 1,86%. Нет, тут о столкновении глобального масштаба трудно вести речь. Слишком разновеликие объекты. Так, какие-то мелкие «терки», скорее всего, незаметные для большего «антагониста».

А что насчет достигнутых результатов в плане благосостояния граждан? Так сказать, «золотой миллиард», исходя из доли доходов на душу населения, включает в себя нефтяные монархии, туристические оазисы, финансовые мировые центры и в полном составе англосаксов, а также скандинавские страны, Японию и Южную Корею. Второй (серебряный) миллиард включает в себя страны Западной и Восточной Европы и островные оазисы. Третий миллиард (пусть будет бронзовый) его и окрестности гордо занимает Китай, когда-то наш младшой братик. Зато четвертый миллиард открывает Россия, подпираемая с низу ее верным союзником Науру. Пятый миллиард составляют мусульманские страны. Индия составляет шестой миллиард. Седьмой миллиард наполнен развитыми странами Африки, центральноазиатскими республиками. Последний, восьмой миллиард составляют беднейшие страны Африки и маяк для всех авторитарных и тоталитарных режимов – Северная Корея.

Если же убрать из состава нашего ВВП нефтегазовые доходы, то мы разом пропускаем вперед Науру и еще полтора десятка в целом небогатых стран и оказываемся в компании африканских и южноамериканских авторитарных режимов и весьма посредственных в плане благосостояния граждан государств. Это катастрофа! Какой там полюс мировой цивилизации?! Какой там многополярный мир? Мы же не будем считать за полюс бедность и нищету! Нам срочно надо вылезать из ямы, в которую мы незаметно сползли, пока кайфовали от своего «величия».

Находясь в плену представлений эпохи Великих географических открытий с империями, метрополиями и колониями, где туземцы меняют «земли и золото на зеркальца и погремушки», мы сами охотно меняем свои природные богатства на современные «погремушки» в виде яхт, частных самолетов, зарубежных вил, оказываясь в роли тех самых туземцев.

С чем у нас ассоциируются имена Джобса, Гейтса, Маска, Цукерберга, Брина? С персональными компьютерами и смартфонами, с Windows, с Tesla и Space X, c Facebook, Google. А с именами Абрамовича, Дерипаски, Ротенберга, Усманова, Тимченко? Еще со времен Адама Смита (XVIII век) мир понял, что счастье не деньгах, не в территориях и не в природных богатствах.

«Наше все» А.С. Пушкин, знакомя читателя с героем своего романа Евгением Онегиным, так описывал его: «Он был глубокий эконом, то есть умел судить о том, как государство богатеет и чем живет, и почему не надо золота ему, когда простой продукт имеет». Вот так в пару строчек поэт изложил основную суть экономического ученья Адама Смита, положившего конец колониальному пониманию экономики, в которой главный ресурс, это территории, богатые сырьем. Не надо золота (нефти, газа) ему (государству), когда простой продукт имеет. Ростом производства потребительских благ богатеет государство и его население! Это XVIII век!

Мы ментально застряли в Средних веках

В чем причина? В качестве образования? В научной отсталости? Не думаю. Тогда что, это действительно национальное? Разные народы жили и развивались в разных условиях. Под воздействием разных факторов – эпидемий, радиации, экологии, главный хранитель нашей наследственной генетической информации ДНК мутировало.

Естественный отбор закреплял случайные мутации, обеспечивающие лучшую приспособляемость и выживаемость видов. Кочевые и оседлые народы закрепляли в своих генах разные качества. Воинственность, отвага, примат силы в отношениях у одних и трудолюбие, дружелюбность, договороспособность у других. Как много времени требуется для накопления устойчивых мутаций и как долго они сохраняются в изменившихся условиях? Как долго происходит «перепрограммирование»? Не считаю людей биороботами, но признаю огромное, если не определяющее влияние генетической информации на развитие и поведение человека.

Трудолюбивые китайцы еще до нашей эры стали отгораживаться стеной от воинственных хунну. Свирепые кочевники покоряли целые народы, дойдя до Восточной Европы.

Сколько было миграций населения, великих переселений народов, захватнических войн. Как сказалось на нашем генетическом коде татаро-монгольское иго? А коллективизация, с физическим уничтожением крепкого крестьянства… Вопросы, вопросы. Но отдадим эту интереснейшую тему специалистам – историкам, генетикам, антропологам.

Давайте менять условия нашего обитания сообразно современности таким образом, что если и есть генетическая предрасположенность к враждебности, агрессии, насилию, злобливости, то чтобы она изменилась в лучшую сторону. Возможно ли это? Опыт немецкого, корейского народа говорит, что да. И на это требуется не так много времени – 20-30 лет. Жаль, что мы свои 20 лет уже потратили впустую.

Владивосток, сентябрь 2022



Добавить комментарий

Войти через соцсети