Мода во время и после
Платья с пышными рукавами-фонариками, практически ничем не отличающиеся от бра короткие топы, сандалии со множеством шнурков и ремешков, прозрачные блузки и яркие принты – таким модные дизайнеры видели лето 2020 года, когда представляли свои коллекции за полгода до пандемии. Однако жизнь внесла свои коррективы: коронавирус, карантин и экономический кризис заставляют всех пересмотреть образ жизни, способы потребления, гардероб и отношение к моде. Что же будет в тренде этим летом?
Цепочка фэшн-индустрии разрушается: сначала отменились все модные показы, затем во всем мире один за одним закрылись магазины. Дело дошло до прекращения пошива – не восстанавливаются китайские поставщики, остаются без работы пакистанские швеи. Однако фэшн-ритейл продолжает борьбу за выживание, чтобы получить шанс присоединиться к новой волне спроса. Эксперты уверены, что после пандемии нас ждет переворот в моде – подобный тем, что случились после двух мировых войн.
Мода на винтажные вещи возникла не вчера, но карантин дал ей новый импульс. Вызванная коронакризисом волна банкротств и сокращений привела к падению доходов и сокращению части семейных бюджетов, предназначенных, в первую очередь, на то, без чего можно спокойно прожить, т.е. без модных новинок. Что же остается делать, если денег нет, а порадовать себя обновкой хочется?
Искать что-то интересное на платформах перепродажи старых вещей, гаражных и квартальных распродажах, свопах, блошиных рынках и в магазинах секонд-хенд. В этом и раньше не было ничего постыдного, а сейчас винтаж стал цениться еще и потому, что он способствует сохранению ресурсов планеты и идеально вписывается в экологичный образ жизни, при котором каждая вещь должна быть использована повторно либо отдана на переработку.
Раньше мы носили футболки только в спортзал или на прогулку, а на работу ходили в рубашках. Если даже дресс-кода в офисе нет, то казалось, что рубашки настраивают на рабочий лад и помогают сосредоточиться. Все кардинально изменилось после карантина. Многие перешли на удаленную работу, и за три месяца дома мы ни разу не надели сорочку. Представьте, на производительности и эффективности это никак не сказалось. За время карантина многим так понравился расслабленный и «домашний» стиль одежды, что теперь они не готовы переодеваться в костюмы, галстуки, узкие юбки-карандаш и неудобные туфли. В общем, теперь почти все и везде носят спортивные брюки, шорты-велосипедки, лосины, майки, свитшоты и выглядят так, будто только что вышли из студии йоги.
За время вынужденного заточения дома у многих наконец появилось время разобрать шкаф; понять, как много у каждого из нас бестолковых вещей, от которых давно пора избавиться; признать, как мало в собственном гардеробе по-настоящему хорошей одежды, которую можно носить годами; и прийти к выводу, что покупать надо с умом. Быть адептом осознанного потребления значит следующее: избегать масс-маркета, отдавать предпочтение местным брендам, выбирать экологичные и качественные материалы, которые долго прослужат, не поддаваться минутным порывам и не совершать импульсивных покупок, не покупать больше, чем нам нужно. Да, звучит невыполнимо, но стоит только попробовать, и вы не заметите, как «втянетесь» и станете гуру разумного и этичного шопинга.
Прошло то время, когда можно было выйти на улицу с миниатюрной сумочкой, в которую помещаются только помада, ключи и телефон. Помада нам больше не нужна, потому что мы носим маски, а сумки теперь должны быть огромными, чтобы в них можно было положить флакон с дезинфицирующим средством, тюбик крема для рук, чтобы бороться с вызываемыми спиртовым раствором раздражением и сухостью кожи, салфетки, ноутбук, а также покупки из супермаркета, включая пачку гречки, упаковку макарон и, конечно, хит продаж этого года – туалетную бумагу. Еще одно не самое очевидное последствие карантина – тренд на безразмерные вещи, например на широченные джинсы, как будто на три размера больше, чем надо, платья-балахоны в стиле сценических костюмов Аллы Пугачевой 1980-х и гигантские футболки как бы с чужого плеча. Объясняется эта тенденция предельно просто: набранными килограммами за пару месяцев без физической активности.
В Швейцарии уже несколько лет идут дебаты вокруг инициативы, предлагающей законодательно запретить появляться в общественных местах с закрытым лицом, например в парандже. Поразительно, но то, против чего боролись некоторые политики, вдруг стало повсеместным: сейчас находиться в общественном транспорте в час пик без маски, т.е. не покрыв половину лица, считается плохим тоном и знаком того, что вы не заботитесь об окружающих. Если маски под рукой нет, то в дело идут шейные платки и символы протеста – банданы. Последние также пригодятся во время демонстраций и митингов, которые этим летом проходят по всему миру практически беспрерывно.
«Я больше не могу читать новости про коронавирус», – подобные комментарии оставляли многие в «Фейсбуке» под обзорами последних новостей о COVID-19, и это желание можно понять. Действительно, от сводок по заболевшим и скончавшимся хочется спрятаться. В общем, уйти от опасностей современной жизни в свой придуманный мир. Если вы любите платья в цветочек, мятые льняные блузы, «бабушкины» кардиганы, воланы, рюши, кружева, вышивку и винтаж, то стиль cottagecore вам понравится.
Что будет дальше? Любой кризис рано или поздно заканчивается, и тогда начинается период безудержного веселья и неуемного потребления.
Вспомните усыпанные бисером и расшитые перьями платья «ревущих двадцатых», когда уставшие от невзгод Первой мировой войны люди бросились радоваться жизни, как в последний раз. Или гиперженственные платья Кристиана Диора в стиле new look, на пошив которых уходили метры ткани, что после Второй мировой считалось чуть ли не преступлением. Сюда же можно отнести проснувшуюся у россиян в 1990-е, после многих лет дефицита, тягу к «святой троице» Гуччи, Дольче и Версаче, воплощавших статус, гламур и роскошь. Что нас ждет после коронакризиса, пока неизвестно, но, судя по тому, что открывшийся после карантина бутик Hermеs в Гуанчжоу за день (!) заработал 2,7 млн долларов, очередной волны моды на «тяжелый люкс» нам не избежать.
Учитывая, что меры социального дистанцирования в обозримом будущем останутся с нами, одежда автоматически превращается в уникальный инструмент взаимодействия с реальным миром: с ее помощью можно делиться идеями, политическими убеждениями или просто сеять радость – чтобы уловить послание, одного взгляда достаточно. Много было предпринято для того, чтобы у нас стало ничтожно мало поводов нарядиться, вряд ли все вдруг начнут ходить в супермаркет в стразах и на головокружительной высоты каблуках. Но что, если мы посмотрим на 2020-й как на год, который научил нас модной осознанности, показал, что надо ценить простые повседневные удовольствия, ту же возможность красиво одеться?
Изобретательность моды никуда не делась, и ею можно и нужно наслаждаться, осталось только выяснить, для кого именно мы будем наряжаться все это время. И если для вас это не вопрос, мы поможем найти ваш неповторимый образ!