Мода в период кризиса
Пока мир продолжает борьбу за мир, некоторые проводят параллели между Второй мировой войной и нашим временем. Чему эпоха 1940-х, перекликающаяся с 2022 годом, может нас научить? Пандемия, операция, инфляция. Люди все чаще произносят: «Мы на войне». Злая ирония судьбы в том, что это происходит с каждым из нас прямо здесь и сейчас, и уже не первый день. И это всех нас парализует, выматывает и лишает сил. Под ударом оказались все поколения. Сейчас, в 2022 году, 1940-е обрели новое значение, так чему же та эпоха может нас научить?
События последних нескольких месяцев странным образом перекликаются с идеей шоу Maison Margiela весна-лето 2020 – эту коллекцию Джон Гальяно посвятил патриотизму и героизму людей, участвовавших во Второй мировой. Форма медсестер и солдат, образы француженок-партизанок и агентов спецслужб – вот что дизайнер представил на подиуме. Вряд ли Гальяно, при всей его высокоразвитой интуиции, мог подозревать о предстоящей пандемии, операции, он вдохновился войной по другой причине. Чему нам стоит поучиться у наших предшественников, так это силе воли: «Осознать значимость истории и ее уроков, – говорит Гальяно. – Время проходит, былые надежды, ценности и героизм забываются, и все повторяется вновь и вновь».
Сейчас надо протянуть руку поддержки каждому из нас и помочь нам прожить это непростое время, чтобы дух и солидарность вернулись, волонтерство, активизм, благородные поступки, творчество, которое не умирает даже в четырех стенах, и находчивость, чтобы мы обнаружили в себе силы, о которых некоторое время назад даже не подозревали. Все это относится и к индустрии моды. Ответственное отношение к средствам защиты, попытки оценить и полюбить то, что имеешь (а не покупать новое), готовность делиться, исправляться, экономить – все это части великой борьбы за спасение нашей планеты.
События последних лет и дней напомнила нам о том, что мы настойчиво упускали из виду последние несколько десятилетий растущего перепотребления – мода всегда была готова участвовать во всеобщем противостоянии кризису. В годы Второй мировой индустрия оказывала помощь фронту – руками дизайнеров и женщин-волонтеров, которые находчиво решали вопросы нехватки материалов.
Сейчас мы учимся мужеству на примерах наших невероятных бабушек и прабабушек, которые, несмотря на все тяготы, умудрялись позаботиться о своих нарядах.
Рассказываем о поразительных параллелях между тем далеким временем и нынешним. Размышляем на тему того, как заставить моду приносить пользу в трудные времена.
Дизайнеры объединяются ради сбережения ресурсов
ТОГДА: их новаторскую затею можно назвать предвестником того, что происходит в моде сегодня: минималистичная экологичная одежда, отшитая по простым, но оригинальным лекалам. Раз мы хотим, чтобы женщины покупали меньше, нужно сделать продукт лучше. Практичный крой подразумевал длину до колен, платья с широкими плечами, костюмы с юбками и брюками – классика военного времени. Типовой фасон обуви предусматривал массивную устойчивую подошву, чтобы было удобно ходить пешком и ездить на велосипеде. Люди тогда старались экономить деньги и реже пользоваться общественным транспортом – прямо как мы сейчас.
ТЕПЕРЬ: более актуальной нынче формулировки, чем «покупайте меньше, но лучше», не найти. Повторим, что дальновидность и смекалка модельеров военной поры стали своего рода предвестниками ответственности современных дизайнеров. К 2022 году многие марки начали работать с отходами собственных производств – обрезками тканей и прочими неликвидными материалами – и создавать из «мусора» потрясающие вещи.
Могут ли практичный подход дизайнеров времен Второй мировой войны и их стремление работать сообща снова стать актуальными? Первые ласточки этого передового движения за менее эгоистичную систему были замечены в Милане и Лондоне. Фиби Инглиш бросила клич среди коллег-дизайнеров, чтобы те поделились своими неиспользованными материалами. Из собранного она создаст коллекцию и отметит каждого, кто в ней поучаствовал. Обмен, сотрудничество и бережное отношение к ресурсам – вот составляющие перспективного будущего.
Сделай сам
ТОГДА: женщины ничему и никому не позволят встать между собой и модой – юбки шили из штор, блузки с принтами мастерили из платков, если в шкафу не было чулок, то просто рисовали шов прямо на ноге. Невесты военных времен выходили замуж в платьях из парашютного шелка. В ту пору ловко обращаться с тем, что уже имеешь, было жизненно важно. Так рукоделие превратилось в настоящее искусство. В 1943 году Министерство информации Великобритании выпустило книгу «Make Do and Mend» – карманный справочник со множеством инструкций: как перешить старую вещь, как справиться с молью, как экономить энергию во время стирки, как правильно распустить шерстяной свитер, чтобы связать из него что-то еще. Шить тогда умела почти каждая женщина. А значит, и следующее поколение – тинейджеры 1960-х – выросло с пониманием, что подогнать платье по фигуре к субботнему вечеру можно самостоятельно.
ТЕПЕРЬ: пандемия, самоизоляция, операция спровоцировали всплеск интереса к починке и апсайклингу вещей. В интернете полно обучающих видеороликов, благодаря которым любой навык можно освоить не выходя из дома: вышивка, вязание, шитье, штопка – да что угодно. С одной стороны, это способ занять себя, с другой – возможность сэкономить и создавать вещи можно собственноручно. Уроки, усвоенные сейчас, непременно принесут пользу в будущем – мы научимся ценить то, что имеем, будем уважать кропотливый труд мастеров.
Необходимость носить маски
ТОГДА: сюрреалистичный снимок Ли Миллер 1941 года, на котором она запечатлела двух девушек-волонтеров из пожарного надзора в металлических защитных масках, стал одним из символов лондонских бомбардировок. В 1939 году в Англии и Франции гражданскому населению уже выдавали противогазы на случай, если Германия решит нанести химический удар. Последнего так и не случилось, но женщины успели превратить сумку с противогазом, которую было предписано носить с собой всегда, в модный аксессуар. Заголовки парижских газет до оккупации сообщали: «Парижанки ни за что не откажутся от моды из-за войны». Так и было: девушки подбирали спецсумки в тон нарядам, а модельер Жанна Ланвен и вовсе придумала для своих клиенток специальный аксессуар цилиндрической формы на плечевом ремне.
ТЕПЕРЬ: тренд на защитные маски теперь кажется навсегда с нами. Теперь жители Европы и Америки догоняют азиатов, для которых маска – норма, они давно привыкли с ее помощью защищаться от вирусов и грязного воздуха. Молодые дизайнеры быстро среагировали и принялись за шитье, в котором главное – соблюдать требования безопасности и мастерить маску из моющегося материала.
Как только Парижская медицинская академия и центры по контролю и профилактике заболеваний США хором подтвердили, что защищать дыхательные пути, выходя на улицу, нужно обязательно, маски мигом превратились в неотъемлемую часть нашей реальности.
Тюрбан как знак протеста
ТОГДА: женщины и девушки превратили необходимость покрывать голову в атрибут высокого стиля – в военном Париже это стало настоящим политическим заявлением. «Во время оккупации парижанки всячески старались поддеть жен немецких офицеров – скажем, одевались совершенно не так, как они, – объясняет британский шляпник Стивен Джонс. – Некоторые наматывали на головы кухонные полотенца и тряпки, противопоставляя их аккуратным шляпкам немок, и так выражали свое сопротивление. Они стремились выглядеть максимально дерзко и вызывающе. Так тюрбаны превратились в знак протеста». Бунтарки на улицах вдохновили шляпницу мадам Полетт, которая прославилась в 1940-е благодаря громоздким тюрбанам. В рабочей среде меж тем царил прагматизм. Популярная тогда клепальщица Рози – заводская девушка, которую изображали на плакатах, пропагандирующих безопасный труд для американок, – прятала волосы за косынкой.
ТЕПЕРЬ: к 2022 году тюрбаны и прочие повязки на голову заняли прочную позицию в многокультурной индустрии моды. Сейчас, когда попасть к колористу невозможно, а конференции в Zoom происходят каждый день, умение красиво замаскировать немытую голову дорогого стоит.
Модернизация обуви
ТОГДА: когда-нибудь задумывались, откуда взялась танкетка? Озарение снизошло на Сальваторе Феррагамо в мрачной военной Италии. Кожу и металл тогда реквизировала армия, и Феррагамо решил проблему, заменив привычные материалы на новые и неожиданные: подошвы он делал из пробки, а плетеные ремешки и перемычки – из бытовых отходов, например, целлофановых оберток. Плоды изобретательности искусного сапожника тут же возвели в ранг актуальной высокой моды, о «низкопробности» альтернатив никто и слова не сказал. Танкетки Феррагамо привили европейским женщинам любовь к популярным в военное время массивным подошвам.
ТЕПЕРЬ: современные дизайнеры-авангардисты тоже часто используют недооцененные материалы. Для них это возможность трансформировать эстетику и сократить объем производственных отходов. Лидер в этой области – Хелен Киркум, которая занялась апсайклингом кроссовок еще в 2016 году во время учебы в Королевском колледже искусств. С тех пор она построила на этом бизнес: Хелен покупает кроссовки в лондонских комиссионках Traid, разбирает их на части и из полученных фрагментов собирает новые. «Хочется, чтобы люди оценили красоту потертостей, пятен, следов поношенности, я все это специально подчеркиваю, – говорит Киркум. – Мне нравится думать о том, что заложенные в вещь воспоминания будут жить дальше».
Думаю, все сейчас занимаются переосмыслением того, что такое индустрия моды, что она означает, чем должна быть.