Карл Великий: Лагерфельд и его модная империя
- NEW YORK, NEW YORK – MAY 01: Amber Valletta attends The 2023 Met Gala Celebrating “Karl Lagerfeld: A Line Of Beauty” at The Metropolitan Museum of Art on May 01, 2023 in New York City. (Photo by Jamie McCarthy/Getty Images)
- Карл Лагерфельд (1933-2019)
У него много прозвищ, но самое популярное из них – немецкое. За феноменальную работоспособность и умение всегда оставаться на высоте Карла Лагерфельда называют Кайзером. В середине 50-х уроженец Гамбурга покорил Париж и стал самым известным немцем в мире высокой моды.
Во всех биографических текстах о Карле Отто Лагерфельде его по привычке именуют модельером, хотя определение явно устарело. Даже если вы совсем не интересуетесь высокой модой, ваши шансы ни разу не столкнуться с продукцией «от Лагерфельда» близки к нулю. Он выпускает духи. Он занимается рекламной фотографией. Он снимается в кино. Он владеет художественной галереей и издательским домом. Он создает дизайн бутылок для диетической колы. Он проектирует столовые фужеры. Он редактирует газеты и журналы. Его образ – длинные седые волосы, собранные в хвост, белоснежная рубашка, черный пиджак и темные очки – копируется тысячами поклонников и пародируется в юмористических программах и мультиках. Лагерфельда знают все – и в то же время его не знает никто. Свою жизнь он превратил в легенду, в которой правду почти не отличить от вымысла.
Путаница начинается уже с года рождения. Сам Лагерфельд долгое время утверждал, что появился на свет 10 сентября 1938 года, но дотошные немецкие журналисты из газеты Welt am Sonntag нашли документы с другой датой: 10 сентября 1933-го. Она полностью совпадает со свидетельствами его одноклассников. Однако официально год своего рождения Лагерфельд так и не подтвердил.
«У меня было очень счастливое детство в очень несчастливое время», – говорит кутюрье. Вторая мировая в его воспоминаниях отсутствует полностью. Лагерфельд родился в Гамбурге в семье состоятельного бизнесмена, занимавшегося производством сгущенного молока, одного из самых ходовых товаров тех лет. Его родители ни в чем не нуждались, военные лишения их почти не затронули. Воспитание не было строгим, и, по словам Лагерфельда, даже сообщение о его нетрадиционной ориентации было принято семьей спокойно: «Мой отец до женитьбы путешествовал по Китаю и Дальнему Востоку, моя мать провела юность в Берлине 20-х годов. Они не были комнатными растениями, и я не рос в страхе согрешить».
В 1952 году он уехал учиться в Париж, а спустя три года уже получил свою первую модную премию за эскиз пальто. Перспективного юношу взял на работу ассистентом знаменитый французский модельер Пьер Бальмен. Получив необходимый профессиональный опыт, Лагерфельд перешел в Дом Жана Пату, а в середине 60-х начал работать с модными домами Chloe и Fendi. Лагерфельд утверждал, что продвижение по карьерной лестнице всегда давалось ему легко, но, если внимательно изучить газетные вырезки 50-х и 60-х, то станет понятно, что он лукавит: например, в 1958 году его первая коллекция была освистана недовольными критиками.
Мировая слава пришла к Лагерфельду в 1983-м, когда он стал художественным директором Chanel. Модный дом тогда переживал не лучшие времена. Его создательница ушла из жизни 12 лет назад, и ни один из преемников не смог повторить ее успех. Бренд Chanel постепенно выходил из моды, а твидовый костюм – одно из главных творений Коко – стал считаться одеждой для пожилых дам. Первая же коллекция Лагерфельда произвела революцию. Модели вышли на подиум в классических пиджаках и мини-юбках. Это сейчас так выглядит каждый второй офисный наряд, а для того времени сочетание было невероятно смелым: мир высокой моды долго не признавал короткие юбки, та же Шанель считала, что коленки – «самую безобразную часть женского тела» – надо тщательно прятать.
Второй важной новинкой от Лагерфельда, большого ценителя стройных женских ног, стали леггинсы. Впервые моделей Chanel, одетых в «полуштаны-полуколготки», он вывел на подиум в 1988-м. Сегодня, 25 лет спустя, они есть в гардеробе почти каждой женщины.
«Шестое чувство» не подводит его не только в отношении модных трендов. Лагерфельд умеет находить талантливых людей. В 1990 году он предложил постоянный контракт на показы дома Chanel своей соотечественнице, 20-летней Клаудии Шиффер, которая тогда только делала свои первые шаги в карьере. Его муза – 23-летний француз Батист Джиабикони, лицо Chanel и Fendi. После работы с Лагерфельдом он стал одним из самых высокооплачиваемых манекенщиков в мире.
Помимо моды, в жизни кутюрье есть еще две большие страсти. Первая – фотография, которой Лагерфельд профессионально занимается с 1987 года. В эту сферу он попал случайно. Ему не нравились снимки к пресс-релизам и каталоги, которые выпускала пресс-служба Chanel, и однажды он так разозлил ее начальника, что тот в сердцах выкрикнул: «Ну если вы так придирчивы, фотографируйте сами!» Лагерфельд взял напрокат камеру, штатив, нанял ассистента и стал снимать. Через год ему уже заказывали фотографии модные журналы, еще через какое-то время он стал выпускать книги со своими снимками, а в 1996 году был удостоен специального приза Немецкого общества фотографии. Второе увлечение Лагерфельда – книги. В личной библиотеке кутюрье, по его собственным подсчетам, – более 300 тысяч томов.
Карл Лагерфельд регулярно оказывался в центре медийных скандалов, но они не только не вредили его репутации, скорее наоборот: в эпоху всеобщей толерантности, когда звезды боятся сболтнуть лишнее, он отвоевал право говорить то, что думает. Он назвал «довольно толстой» певицу Адель и рекомендовал Пиппе Миддлтон, младшей сестре герцогини Кембриджской Кейт, «показывать только спину», потому что у нее, по мнению дизайнера, некрасивое лицо. В разгар споров об однополых браках он неожиданно выступил против них, но потом поменял свое мнение. Побывав в России, Лагерфельд заявил, что на месте русских женщин сменил бы ориентацию, потому что здешние мужчины «крайне уродливы». Модельер раскритиковал саму Ангелу Меркель, посоветовав ей одеваться «в соответствии со своей фигурой».
Сложнее всего за эксцентричным образом, эпатажными репликами и феноменальной производительностью труда разглядеть реального человека. Попытки предпринимали многие, не получилось ни у кого. От интервьюеров Лагерфельд отшучивался, коллег близко не подпускал. В 2007 году на Берлинале молодой французский режиссер Рудольф Маркони представил документальный фильм «Секреты Лагерфельда» (Lagerfeld Confidential). Но и тут ничего не вышло: пару раз оператору удалось заснять модельера без черных очков, других «секретов» в картине обнаружено не было. «Я слишком много играл, чтобы люди знали меня настоящего, – говорит Лагерфельд. – Предпочитаю быть призраком, появляться и исчезать. Для таких, как я, одиночество – это победа».