Клубная жизнь предпринимательства, или От чего зависит живучесть клуба

 

Если вашего ухода никто не заметил, скорее всего, вы ушли не зря

Лев Толстой

Тот факт, что различные бизнес-клубы – явление модное, ни у кого не вызывает сомнений, но вот вопрос «Что делает клуб жизнеспособным?» ждет своего пытливого исследователя. И ко Дню российского предпринимателя мы попробуем предпринять скромную попытку подвергнуть данный вопрос поверхностному анализу.

Новый бизнес-клуб рождается примерно раз в год в городе с миллионным населением. Это очень приблизительная оценка. Видим же мы только те бизнес-клубы, которые не умерли, едва родившись. Таким образом, это будет анализ выживших. Впрочем, даже эта естественная выборка дает достаточно богатое разнообразие моделей развития.

Самое время читателю задаться вопросом: к чему мне этот мутный поверхностный анализ? По нашему скромному мнению, он может оказаться интересным либо по познавательным мотивам, либо практически, если читатель соберется вступать в какой-нибудь клуб.

Анализируя модели клубов, мы не будем их называть, чтобы не нарваться на праведный гнев основателей и членов, так как, во-первых, можем банально ошибаться, а во-вторых, из советского мультика «Козленок, который умел считать до десяти» всем известно, насколько высок риск подвергнуться остракизму за такое невинное занятие, как простой анализ.

Итак, начнем.

1. Политическая Идея

Обычно с этого начинают все, но при том, что это один из самых распространенных общественных клеев, на деле он ничего не склеивает. Скорее всего, это связано со спецификой предпринимателей. Они активны в деле, потому что хорошо в нем разбираются и четко понимают (как им кажется), куда и почему нужно двигаться. А вот с политическими идеями неразбериха и разнобой. В результате клуб, начавшийся с объединительной как бы политической Идеи (на самом деле – с вопроса «Что сделать, чтобы лучше жить?»), очень быстро запутывается в разногласиях и непонимании сути политики членами клуба и загибается.

Во всех известных мне лично клубах был «политический» период, но он быстро закончился. И если вы вступаете в бизнес-клуб, а там говорят про политику, значит, это молодой клуб, и он либо скоро загнется, либо сменит тему, либо превратиться в партию.

2. Просто пообщаться

Если вы попробуете в любом клубе спросить его членов, что ценного в их клубе, большинство ответят, что общение. И может даже показаться, что рецепт создания клуба прост: формируешь площадку для общения – и можно отойти в строну, просто объявляя даты очередных встреч. Однако это так не работает. Нужно еще две вещи: формат и тема. Вроде просто, но не совсем. Не всякие формат и тема друг другу подходят. Кроме того, формат – относительно стабильный компонент коммуникации, а тема может меняться. Под темой в данном случае следует понимать не то, что анонсируется на каждой встрече клуба, а его магистральную идею, проходящую через все его коммуникации. Настройка темы и формата относительно друг друга, пожалуй, самое тонкое дело в организации клуба. Внутри каждого формата есть еще регламент, ошибки в котором тоже могут быть фатальными. Долго живущие бизнес-клубы имеют, как правило, стабильные сложившиеся форматы.

3. Молодежное предпринимательство

Это модная тема, и вот почему. В переводе на язык причин это звучит как «не с кем поговорить из себе подобных». Предприниматели есть и немолодые, но о чем с ними разговаривать, если они не в списке «Форбс»? Поэтому старикам туда путь заказан. Предпринимательская молодежь живет идеями побед и процветания. Лбы у нее еще прочные, и грабли не страшны. Поэтому в молодежных бизнес-клубах вы не найдете опытных предпринимателей. Только по приглашению и желательно успешных. Отсюда возникает ошибка выжившего – одна из самых распространенных в молодежном предпринимательском дискурсе.

4. Вокруг Гуру

Эта модель тоже легка на подъем. Было бы у гуру достаточно адептов. На деле же очень быстро становится понятно, что клуб – это такой канал продаж для гуру. Исключение составляют клубы имени гуру, уже покинувших этот бренный мир. В таком случае работает не сам гуру, а его Идеи.

5. Общий проект

Это редкая форма сообщества, похожая на клуб. Чтобы она была устойчивой, должно выполняться несколько условий: проект продолжительный, все участники разделяют его ценностные установки, каждый участник равноудален от его результатов и у проекта есть «движок» на позиции операционного директора.

6. Сквозная тема

Это довольно живучая модель, если соблюдаются несколько условий: тема всем интересна, она долгоиграющая, может быть реализована в стабильном формате, обсуждение темы невозможно или затруднительно более простыми способами и организационный ресурс, который позволяет теме жить, доступен. Пример такой модели – диалог с властью. Понято, что без поддержки этой самой власти, она не летит. Это и есть главный секретный соус. Потому что трудно привести на мероприятие не людей из бизнеса, а людей из власти.

7. Совместные инвестиции

Эта модель все еще редкая, но распространяется быстро. Для бизнес-клуба совместные инвестиции весьма подходящий клей. Но он работает, если: есть, во что инвестировать, а это значит, что исправно работает «машинка» по поиску и отбору новых проектов, законодательство способствует инвестированию (отсюда эта модель так непросто пробивает себе дорогу в России), существует финансовое плечо государства (желательно) и, наконец, есть опыт удачных сделок. Формат клуба работает только среди грамотных профессиональных инвесторов. В сфере «банных инвестиций» он функционирует хуже, так как не масштабируется.

8. Главное – формат

Иногда так бывает в истории клуба, что тема не находится или «не держится». Тогда клуб ищет формат, который бы его цементировал. Нам известны случаи, когда клуб скрепляется простым форматом «в гости к товарищу». Члены клуба ходят в гости (не домой, конечно, а на предприятие) по очереди к каждому члену клуба. Ограниченность такого (например) способа коммуникации, очевидно, заключается в конечности числа членов клуба.  Это как с финансовой пирамидой – она рушится, когда заканчиваются новые вкладчики. Как только формат исчерпывает себя, клуб начинает искать новый формат или новую тему.

Наш беглый обзор моделей бизнес-клубов показывает, что два главных компонента, обеспечивающих их выживание – формат и тема. Но это очень сильное упрощение реальной картины, так как клубы состоят из людей, а люди не форматируются. Особенно предприниматели. Их в России около 6 млн чел (4 млн ИП и столько же ЮЛ, но некоторые присутствуют в обоих множествах). А это 4% населения.

Предприниматель – редкий тип гражданина в России, поэтому бизнес-клубы как инструмент развития предпринимательского сообщества, на наш взгляд, совершенно необходимы и ценны.

Мы поздравляем всех предпринимателей с праздником и желаем процветания и бодрости духа!

Владивосток, май 2021



Добавить комментарий

Войти через соцсети