В память о Викторе Серове
- “Урок”
- “12 половых заповедей революционного пролетариата”
- “Гостинка”
- “Помни, моряк не обманет!”
- В студии на “Цирке”, 2000 год
Живопись – это работа на пороге боли
Амадео Модильяни
В память о Викторе Серове
19.04.1959 – 24.06.2021
Игорь Петренко,
редактор и учредитель «КД»
24 июня этого года ушел из жизни замечательный художник Виктор Серов. Он всех своих друзей называл «братушка». Мы познакомились в 80-х годах прошлого (!) века. В то время я работал во Владивостоком Театре молодежи, и мы долго не могли найти художника, который бы сделал афишу нашей рок-группе «Дождь». Виктор буквально за ночь изготовил великолепный макет, чем привел всех в полный восторг. В 1990 году он еще раз нас здорово выручил. Наверное, многие жители Владивостока помнят его «козу» в виде голубя (или голубя в виде козы?) на баннерах, майках и афишах советско-японского рок-фестиваля, концерты которого проходили в течение нескольких дней на ТОФовской площадке на набережной Владивостока.
В одном из первых номеров нашего журнала (тогда он назывался «Восточный Базар») мы поместили на обложке его работу «Помни! Моряк не обманет!» Вот как написала о нем Светлана Воронина в том далеком 2000 году:
«Наверное, у многих работы этого мастера вызовут непонимание, а возможно, и неприятие – уж слишком «наивно», слишком «по-детски»… Однако ваше первое впечатление может вас сильно обмануть – Виктор профессиональный и самобытный, а самое главное, узнаваемый художник, участник многочисленных выставок в России и за рубежом. Его творчество наивно? Пожалуй, это просто непосредственный взгляд творца на окружающий его мир. По-детски? А может, это философия человека, сумевшего увидеть и отделить истинное от ложного, первооснову от более поздних наслоений – философских, этических, художественных… Мир художника, который населен любящими и ждущими, помнящими и надеющимися – согласитесь, этот мир не так уж плох».
То, что он делал и к чему стремился, не укладывалось в привычные рамки товарно-денежных отношений и у многих вызывало недоумение. Наверное, он просто опередил свое время.
Жаль, что так рано…
Пользуются красками, но пишут чувствами
Александр Городний, директор музея «АРТЭТАЖ»
Последняя персональная выставка Виктора Серова «Юбилейная» (к 55-летию автора) состоялась в июле 2014 в музее современного искусства «АРТЭТАЖ». Живопись, графика, инсталляция.
С Виктором Серовым я познакомился в 1989 году, когда встал на галерейную тропу и симпатии притянули к художникам группы «Штиль», участником которой он был. Группа «Штиль» – это отдельная песня в изобразительном искусстве Владивостока. Каждый был там одарен ярким талантом. Добавим здесь, что дело происходило в разгар «перестройки». Художники оглядывались в далекое и недалекое прошлое, с восторгом воспринимали настоящее и будущее. В ход шли все накопленные веками мировые достижения и стили изобразительного искусства, подвластные на тот момент молодым художникам.
Виктора Серова нельзя было не заметить! Добрая душа и одаренный художник, проявлял себя в ногу со временем, живо изображал социальные перипетии тогдашней жизни.
«Урок», «Не кури», «Кто не работает, тот не ест», «ХХII половых заповедей революционного пролетариата» и др. работы конца 80-х отражали суть времени и были понятны каждому, от капризного эстета до простого обывателя, включая иностранца.
Немаловажно, что, находясь здесь, в далеком приморском краю, и будучи оторванными от мировых цивилизаций, наши художники умудрялись идти в ногу и в авангарде современного искусства. Последовавшие многочисленные выставки в столицах и заграницах убедительно доказали это, меня же как галериста сподвигли на создание во Владивостоке музея современного искусства. Время, и тут же задор, бежали стремительно.
Портреты Серова перерастали в живые сценки на холстах и деревянных досках, появились инсталляции, в ход пошел соц-арт, лубок, экспрессионизм и давняя любовь к малым голландцам. С последними Виктора связывает общая симпатия к бытовым народным жанровым сценам. В городе у него были старшие, авторитетные учителя: В.М. Шлихт, Ю.И. Собченко, – а также друзья-художники Сергей Симаков, Андрей Камалов, Сергей Горбачев, мнением которых он очень дорожил и воспринимал их философию. Когда не стало Виктора Шлихта и уехал на запад Сергей Симаков, Серов продолжил их дело и все это время успешно руководил народной студией в краевом ДК железнодорожников.
История одной картины
Наталья Левданская, искусствовед
Творческая биография Виктора Серова была насыщена самыми разнообразными событиями и проектами. После окончания института в 1990-е годы экипаж яхты «Аллегро» в составе: Горбачев С.Д., Камалов А.В. и Серов В.И. – каждое лето отправлялся в «Арт-круиз» вдоль побережья южного Приморья – узнавали новые места, копили впечатления, писали этюды.
Во время одного из путешествий на Курилы у Виктора Серова и Андрея Камалова родился замысел одной из самых известных картин приморского изобразительного искусства конца ХХ века – диптиха «Гостинка». Плавание длилось двенадцать дней, делать было нечего. Поскольку оба в то время жили в домах гостиничного типа, начали придумывать и рисовать сюжеты из жизни обитателей «гостинок». В 1992 году диптих успешно экспонировался на международной выставке в г. Тояма (Япония). Позже «Гостинка» была приобретена Приморской картинной галереей.
В 1993 году по приглашению Вашингтонского государственного университета (штат Вашингтон, США) Виктор Серов и Александр Куценко первыми из приморских художников побывали в творческой командировке в Америке.
1990-е для Виктора – время поисков стиля, технических приемов, новых решений. Он глубоко изучает технику старых голландских мастеров. «Гостинка», например, написана с применением «вульгаризованной» техники малых голландцев – оригинального приема, отсылающего к старым мастерам, но не следующего за ними.