Рюрик Тушкин. Живопись. К 95-летию со дня рождения (1924-2006)
Не верится, что уже тринадцать лет нет с нами Рюрика Васильевича!
Благодаря его детям, дочери Татьяне и сыну Василию Тушкиным, его картины, тщательно систематизированные, отснятые и описанные в каталоге, доступны в интернете всему миру и остались с нами. Все, что хотел сказать в них автор, осталось тоже. Что зритель сегодня, завтра, через сто лет сумеет в них увидеть – это уже от него, зрителя, зависит. Так считал Рюрик Васильевич – так оно и есть.
Основные факты первой половины жизни Рюрика Тушкина вполне типичны для его поколения советских людей. Родился в Самаре. В 18 лет добровольцем был призван в Бакинский флотский экипаж, учился в медицинском училище, служил на Северном и Тихоокеанском флотах фельдшером на подводных лодках. После войны связал свою жизнь с военно-морским госпиталем ТОФ, совершенствовался на медицинском поприще. А мечта стать художником шла параллельно с медициной. Но окончить Владивостокское художественное училище не удалось – семья, служба. В 60-е годы занимался в народной студии во Дворце культуры железнодорожников, в мастерской Григория Цаплина. Начинал как график, изобрел собственную технику – вариант шелкографии. Был покровительственно принят профессиональным сообществом, допускался к выставкам. Но при этом Тушкина не покидало ощущение неудовлетворенности и тупика.
Поворотным моментом в судьбе Тушкина-художника стала встреча в Москве в 1975 г. с графиком Юрием Перевезенцевым. Знакомство с его творчеством, а через него – и с недоступным ранее приморскому художнику огромным пластом искусства – модернизмом, само название которого в советской критике было равнозначно ругательству.
С этой поездки и начался новый, очень сложный и счастливый этап творческой биографии художника. Он стал писать маслом, пробовал понять стиль и манеру широко известных мастеров: Марка Шагала, Пабло Пикассо, Анри Матисса. Рюрик Васильевич не стеснялся «поверять алгеброй гармонию», иначе говоря, переписывать вслед за великими их шедевры, проникая в тайны их творческого мышления, отбирая то, что согласуется с его органикой, с его пониманием того, как надо работать.
Сотрудники Приморской картинной галереи поначалу настороженно отнеслись к художнику: медик, живописью занимается в свободное время. То есть любитель, как говорят сейчас – «не формат». Сколько лет преданного служения искусству понадобилось Тушкину, чтобы избавиться от этого ненавистного ему ярлыка «художник-любитель»!
Мое первое посещение мастерской Рюрика Тушкина незабываемо. Многие там побывали и помнят сокрушительное первое впечатление: надо было пройти в полуподвал лечебного корпуса военного госпиталя, пройти по коридору с трубопроводами, в конце – фанерная перегородка, а за дверью – обитель художника. Оконца под потолком, полумрак; старое продавленное кресло для посетителей, мольберт и всюду картины. Их было очень много: портреты с двумя, а то и тремя проекциями одного лица, автопортреты, двойные портреты… воспринять все это было сложно. Хозяин не помогал, не пытался объяснить, казался слишком прямолинейным. Уходили от него с разными чувствами, но все – поначалу обескураженными и взволнованными. Многие, как и я, возвращались снова и снова: картины, образы, как и сам художник, не отпускали…
В течение 80-х годов, до момента, когда Приморская картинная галерея открыла первую персональную выставку Рюрика Васильевича в 1989 г., мои посещения его мастерской, наши с ним беседы об искусстве ХХ века вообще и о его творчестве в частности были регулярными, стали привычными и необходимыми.
Почти сорок лет прошло с тех пор, однако некоторые суждения Рюрика Васильевича помнятся до сих пор. Он считал, например, что самый верный способ завоевать свое место в искусстве – это постоянная, каждодневная работа и верность выбранному пути в искусстве. Часто повторял: если сделал пару-тройку произведений в духе «contemporary art», не рассчитывай на серьезное отношение к тебе коллег. Им непонятно, что это – всерьез или каприз, случайность. Но если годами не отступаешь с выбранного пути, то с тобой поневоле начнут считаться. Своей более чем 30-летней творческой практикой Рюрик Тушкин доказал справедливость такого суждения. К концу 1980-х годов на его счету уже было участие в первых выставках Владивостокского андеграунда, в том числе группы «Владивосток»; первые закупки в музейные коллекции Владивостока и Хабаровска. 1990-е годы – период расцвета творчества Тушкина: он востребован и в России, и за рубежом. В 1992 г. он – среди участников первой крупной выставки в США «14 из Владивостока», организованной Государственным университетом штата Вашингтон. Этот же университет в 1994-м приглашает его не только показать персональную выставку, но и поработать, провести мастер-классы для студентов. В 1995 г. он удостаивается чести представлять современное русское искусство на одноименной выставке в Центральном доме художника на Крымском валу. В то десятилетие состоялось семь персональных выставок Рюрика Васильевича!
Пожалуй, самая главная черта Тушкина-живописца – истинная свобода творчества: он без тени сомнения, без оглядки на свой возраст и положение пробовал все, что его привлекало, не боясь, что у него не получится, что его не поймут или раскритикуют. Именно в этом, на мой взгляд, кроется секрет успеха мастера!
Уверена, что нас еще ждут невероятные и чудесные открытия при новых встречах с творчеством мастера, что оно станет предметом серьезной научной рефлексии.
Персональные выставки:
1988 – Областной художественный музей, г. Чита
1989 – «Рюрик Тушкин. Живопись». Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток
1993 – Галерея «CUG». Университет штата Вашингтон, г. Пулман, США
1994 – «Rurik Tushkin». Вашингтонский государственный университет, г. Пулман; Тихоокеанский университет, г. Сиэтл, штат Вашингтон, США
1994 – Центр искусств, г. Порт-Анджелес, США
1994 – Камерный театр драмы, г. Владивосток
1998 – Галерея современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток
1999 – «Рюрик Тушкин». К 75-летию со дня рождения. Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток
2000 – «Разноликий портрет». Галерея «Арка», г. Владивосток
2004 – «Рюрик Тушкин». К 80-летию со дня рождения. Приморское отделение Союза художников, г. Владивосток
2008 – «Рюрик Тушкин – известный и неизвестный». Галерея «Portmay», г. Владивосток
2009 – «Рюрик Тушкин – подводник, врач, художник». Галерея, г. Артем
2009 – «Жизнь после жизни. Автопортреты Р.В. Тушкина». Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток
2014 – «Рюрик Тушкин (1924–2006). Чтобы помнили». К 90-летию со дня рождения. Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток
2019 – «Рюрик Тушкин (1924–2006). Живопись. Он остался с нами… К 95-летию со дня рождения. Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток
Групповые выставки:
1978 – Художники Ленинграда и Владивостока. Ленинградский Дворец молодежи, г. Ленинград
1989 – Группа «Владивосток». Выставочный зал «Дальморепродукта», г. Владивосток
1990 – VII зональная выставка «Советский Дальний Восток». Музей изобразительного искусства, г. Якутск
1990 – Группа «Владивосток». Московский дворец молодежи, г. Москва
1992 – «14 from Vladivostok». Галерея II, Университет штата Вашингтон, г. Пулман, США
1994 – «Ветер с Востока». Музей декоративно-прикладного и народного искусства, г. Москва
1995 – Современное русское искусство. Галерея «Крымский вал», ЦДХ, г. Москва
1997 – VIII зональная выставка «Дальний Восток». Выставочный зал Хабаровского отделения СХ РФ, г. Хабаровск
2002 – «НеоНепримитивИзмы». Галерея «Арка», г. Владивосток
2010 – Группа «Владивосток». К 150-летию Владивостока, Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток
Коллекции:
- Приморская государственная картинная галерея, г. Владивосток
- Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск
- Галерея «Триада», г. Владивосток
- Областной художественный музей, г. Чита
- Музей современного искусства «Артэтаж», г. Владивосток
- Галерея «Арка», г. Владивосток
- Галерея «Portmay», г. Владивосток
- Частные коллекции в России и за рубежом