Пиргельди Широв: главное в жизни – оставаться Человеком…
В прошлом номере «КД» мы рассказали об истории знакомства замечательного туркменского художника Пиргельди Довлетовича Широва с приморским бизнесменом и меценатом, бывшем узнике концлагерей Павлом Григорьевичем Павленко. Судьба разбросала их по разным странам и городам, они не виделись 21 год, но в итоге наши друг друга, стали созваниваться, а потом предприниматель из Владивостока приехал в гости к живописцу в Барнаул на его юбилейную выставку.
Но, прежде чем дать слово Пиргельди Довлетовичу, следует познакомить читателей с некоторыми интересными фактами и событиями из жизни художника. В 3 года Пиргельди впервые проявил несомненный талант: нарисовал человека фломастерами на мамином сундуке. Мама ругалась, но недолго. Юный мастер входил в этот сундук в полный рост стоя, это был особый тайный мир, и на рисунке у человека было по восемь пальцев на руках. После неудачных попыток поступить в Москве и Санкт-Петербурге волей случался оказался в Дальневосточном институте искусств (ныне академии) и был поражен: настоящий храм!
Один из преподавателей, Сергей Литвинов, служил в Туркмении, и этим двоим было о чем поговорить, кроме живописи. До третьего курса Широв был троечником и, как сам признается, первые три года вообще половину слов не понимал на лекциях. После переезда в Барнаул стал преподавать в Новоалтайском художественном училище. Он сам почти все время был за работой и не позволял ученикам ни минуты болтаться без дела. Что значит 8 часов рисунка и 6 часов живописи в неделю? Надо больше. И еще больше, чем вчера. Широв все выдумывал новые занятия: устраивал вечерние уроки, показы фильмов, по выходным они ходили в художественный музей копировать картины. Большинство такого ритма не выдержали, остальные поступили в столичные вузы.
В Китае больше картин Пиргельди Широва, чем в России. Русский музей в Харбине заказал множество работ с национальной темой: сосны, деревеньки на фоне православных храмов, девушки в народных костюмах, гуляющие в березовых рощах. Художника там уважают за приверженность к традиционному русскому реалистическому искусству. В Харбине он бывает чаще, чем в Туркмении. Студия «Традиции и современность» начиналась в подвале в Новоалтайске. В 2015 году она переехала в историческое здание первой в Барнауле бесплатной школы, основанной Василием Штильке в конце позапрошлого века. Здесь открыли галерею «Нагорная».
– Пиргельди Довлетович, когда вы узнали, что во Владивостоке откроется ваша выставка и как восприняли это известие?
– В свой первый приезд в Барнаул Павел Григорьевич какое-то время гостил у нас, мы очень тепло и тесно общались, он посетил нашу картинную галерею «Нагорная» и студию живописи «Традиции и современность». Тогда он и предложил: давай я соберу твои картины и открою выставку с одноименным названием во Владивостоке. Конечно, я несказанно обрадовался и сердечно поблагодарил своего старинного друга. А сама галерея получила имя по месяцу, в котором она родилась – «Май». Сегодня там представлено около 50 моих полотен разной жанровой направленности.
– А вы приезжали на открытие галереи, принимали участие в ее оформлении?
– Да, конечно, я участвовал в концептуальном дизайне салона, в частности предложил выкрасить потолок в черный цвет. Павел Григорьевич сначала сопротивлялся такому цветовому решению, но я его убедил, что со светлыми стенами смотреться будет шикарно – словно ночное звездное небо. При этом мы оставили одну стену в кирпичном исполнении, в результате интерьер получился очень красивым и стильным. Я приезжал и на открытие, и еще два раза позже. Также на выставку заходят мои давние знакомые, сокурсники по институту искусств, потом звонят и благодарят. Многие стали бизнесменами, отошли от живописи, и они выражают мне признательность, что я не оставил любимое дело и достиг такого уровня.
– Когда планируете свой следующий визит во Владивосток, будет ли пополняться коллекция картин?
– Последний раз был в вашем замечательном городе в июне прошлого года, собирался приехать еще раз к Новому году, но помешала пандемия коронавируса. Пользуясь случаем, хочу еще раз поблагодарить Павла Григорьевича – это настолько искренний человек, и я чувствую, знаю, что и ко он мне относится как к родственной душе, близкому товарищу и другу. Кто бы чем бы ни занимался в жизни, главное в любой ситуации оставаться человеком, это самое высокое звание. А еще – уметь быть благодарным. В наше время очень трудно содержать галерею, тем более если посещение бесплатное. Павел Григорьевич бескорыстно радует людей, низкий ему поклон. И, конечно, в свой следующий приезд я обязательно привезу несколько своих новых картин.