«Из всех искусств для нас важнейшим
является кино» В.И.Ленин

Мы продолжаем публикацию материала, который был собран в течение работы над проектом “ПРИМОРСКАЯ СИНЕМАТЕКА”. В прошлом номере мы рассказали Вам о том, как и когда была создана Парижская Синематека и что пытаются сделать в России. А как развивался кинематограф здесь, в Приморье?


Куда ушла девушка с коробкой?

Впервые кино появилось в Приморье еще в позапрошлом веке. Во владивостокских газетах за 1897 г. мы находим такие сообщения и объявления : “Херберг А.П. на праздниках пасхи показывал кинематографы”; “1 июня 1897 года на углу Светланской и Суйфунской ежедневно демонстрируется с 2-х до 6 часов кинематограф”; “10 августа в летнем помещении гостиницы “Тихий океан” будет демонстрироваться аппарат кинематограф”; “В театре Галецкого будет демонстрироваться аппарат видоскоп. Будет поставлено 16 новых картин без всякого мелькания. Начало в 8.50 часов вечера (он же, усовершенствованный кинематограф, 22 марта в Городском собрании)”. Предприниматели сразу оценили значение нового технического открытия и поспешили открыть кинотеатры в наиболее населенных городах края. Пленки везли из центра, и модные (еще немые) киноновинки становились все более привычным явлением для публики.

Революция 1917 г. нарушила поступательное развитие кинематографа – пленки возить было некому, не на чем, а иногда и неоткуда. Когда на территории Пирморья в 1922 г. была установлена советская власть, во всем крае функционировало всего шесть небольших кинотеатров, да и в них, судя по объявлениям в газетах, фильмы не демонстрировались. “Кинотеатр “Художественный”. Первая гастроль по возвращении из заграницы артиста ленинградских театров Александра Надеждина (женского имитатора)” (“Красное знамя” 1924 г.). “Кинотеатр “АРС” – первый раз во Владивостоке гастроли труппы артистов национального Пекинского театра под управлением Джан Джибин” (“Красное знамя” 1925 г.). “Кинотеатр АРС”. Советская постановка “Бывшие люди”. Сверх программы: концерт виртуоза Успенского (балалайка)” (“Красное знамя” 1926 г.).

Но уже было сказано про “важнейшее из всех искусств”. И в 1926 г. был введен в эксплуатацию кинотеатр “Уссури” на 700 посадочных мест, и в этом же году в нем был показан кинофильм “Поэт и царь”. Сначала немое, а затем и звуковое кино появляется не только в городах, но и в селах края. В 1940 г., накануне Великой Отечественной войны в крае действовало 317 государственных и профсоюзных киноустановок (частных, как до революции, уже не было, ибо государство монополизировало кинопроизводство и прокат). Особенно быстро развивалась киносеть края после войны – похоже, остро ощущалась необходимость в создании альтернативной или, как сейчас бы сказали, виртуальной действительности.

В 1947 году оставшиеся немые киноустановки заменяются звуковыми, и к 60-м годам киносеть Приморья насчитывает 1427 киноустановок. 1962 г. – “Гусарская баллада” (“Искра”); 1965 г. – “Свадьба в Малиновке” (“Океан”); 1968 г. – “Щит и меч” (“Нептун”) – хиты и блокбастеры того времени.

В 50-х годах на Дальнем Востоке появляется своя тележурналистика. Первая телестудия возникла во Владивостоке, вслед за нею – в других городах, радиокомитеты преобразуются в Комитеты по телевидению и радиовещанию. В 60-х годах во Владивостоке при Приморском краевом комитете по телевидению и радиовещанию учреждается студия “Дальтелефильм” для создания документальных телефильмов о жизни и труде дальневосточников.

Любопытны обсуждения кинофильмов: «…одна за другой на сцену выходят девушки. Их речи гневны». “Плохо мы еще боремся с религиозным дурманом, плохо знаем мы своих товарищей, не чутко относимся к ним…”; “…фильм учит бороться”; “…Катю нельзя оправдать”; “…принимавшие участие в обсуждении фильма пришли к единодушному мнению: фильм правильно раскрывает содержание битвы за новое, передовое” и т. д. Кинофестивали, киновечера, кинолектории, световые газеты, конкурсы, фестивали сельскохозяйственных фильмов… Развитие средств идеологического воздействия на человека в регионе шло по восходящей, была создана широкая разветвленная сеть политической, социальной и культурной информации, охватившей своим вниманием все стороны общественной жизни. Сфера развлечения перешла в разряд политики, досуг стал регламентироваться и контролироваться. Увлекательнейший творческий процесс зачастую становился средством декларирования партийных догм, что не помешало все-таки создавать не только заказные агитки, но и настоящие образцы киноискусства.

Пожалуй, большим плюсом советского периода была программа по сохранению кинонаследия. Она включала в себя не только кинопрокат, но и создание копий, их сохранность (для непосвященных – фильмы, снятые на кинопленку, необходимо постоянно перематывать, склеивать разрывы и т. д. Делать это надо постоянно, иначе пленка может пропасть); обучение людей для работы с кинофондом (человек “с улицы” просто запутается и потеряется в лабиринтах кинокоробок). Созданный в 60-х гг. во Владивостоке Примкиновидеопрокат, уже упомянутый «Дальтелефильм», – это сотни, тысячи коробок с фильмами, по сути, роскошный, не имеющий аналогов в регионе кинофонд. Сотни, тысячи киношедевров – Тарковский, Сокуров, Михалков, Феллини, Антониони…

Что стало с этим кинофондом? Есть ли еще шанс у Приморья создать свою Синематеку, или мы, как обычно, бежим за отъезжающим паровозом? Тем самым, отправленным братьями Люмьер в 1897 г. с бульвара Сен-Дени…

С. Воронина, К. Сальников
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ



Добавить комментарий

Войти через соцсети