К 86-летию Алексея Германа

Алексей Герман, работая над своей последней лентой «Трудно быть Богом», держал в голове не столько братьев Стругацких, сколько Босха и Брейгеля. В интервью кинокритику Антону Долину Герман рассказывал: «Мы делали фильм про всех нас. Ничем этот Арканар от нас не отличается – такие же доносы, такая же подлость, такие же тюрьмы, такие же Черные, такие же Серые. Ничего мы не достигли: что было в XVI веке, то и у нас в XXI-м. А земляне – далеко не лучшее произведение».

Алексей Герман (20 июля 1938 – 21 февраля 2013) – советский и российский кинорежиссёр, сценарист, продюсер и киноактёр; народный артист РФ (1994).

Творческий подход и метод съемок обеспечили режиссёру репутацию перфекциониста и самого «полочного» советского режиссёра, его первый самостоятельный фильм «Проверка на дорогах», снятый в 1971 году, вышел в прокат лишь через пятнадцать лет. Алексей Герман снимал кино авторское, камерное, он не шел на компромиссы, не боялся при любых обстоятельствах сохранить свою точку зрения и был по-настоящему великим мастером и выдающимся деятелем отечественной культуры, во многом определившим лицо современного кинематографа.


Алексей Юрьевич Герман родился 20 июля 1938 года в Ленинграде, в семье известного советского писателя Юрия Павловича Германа. Он мечтал стать врачом и даже самостоятельно начал изучать медицину. Но по настоянию отца после школы, в 1955 году, поступил на режиссерский факультет Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (в мастерскую Г. Козинцева), который окончил в 1960 году.

Еще будучи студентом Алексей начал сотрудничать с Георгием Товстоноговым, который тогда руководил Большим драматическим театром им. Горького. И после получения диплома, проработав некоторое время в Смоленском драмтеатре, Герман, по приглашению Товстоногова, стал режиссером БДТ (1961-1964). Именно сотрудничество с Товстоноговым и его «школа» сыграли огромную роль в формировании кинематографического мышления Алексея Юрьевича.

Первый самостоятельный фильм Алексея – «Проверка на дорогах» (1971) по повести его отца – был запрещен и вышел на экраны только в 1985 году и получил Государственную премию СССР.

Вторая картина режиссера «Двадцать дней без войны» по повести К. Симонова вышла в 1976 году и принесла ему широкую известность. Затем были не менее известные фильмы «Мой друг Иван Лапшин» (1984) и «Хрусталев, машину!» (1998), отмеченные многими кинематографическими наградами, но и вызвавшие неоднозначную реакцию у зрителей.

Практически во всех своих картинах Герман выступил и как сценарист. Причем над сценариями он работал вместе со своей женой – Светланой Кармалитой, известной сценаристкой. Также он является автором сценариев к фильмам других режиссеров, и, кроме того, сыграл несколько ролей в различных картинах: «Рафферти» (1980), «Канувшее время» (1989), «Замок» (1994), «Трофимъ» (1995), «Сергей Эйзенштейн. Автобиографи» (1996) и других.

В 1990 году Алексей Герман организовал “Киностудию Первого и экспериментального фильма” (где был художественным руководителем), на которой снимали свои первые картины начинающие режиссеры, например, Алексей Балабанов, Лидия Боброва и другие. Также, с 1998 года, он руководил режиссерской мастерской на Высших курсах сценаристов и режиссеров Госкино России, а с 2010 года был президентом Санкт-Петербургского Международного Кинофорума.

Известный режиссер Алексей Герман был яркой и разносторонней личностью, остро реагировал на все происходящее в стране, болел за судьбу Ленфильма, вдохновлял коллег и друзей. Он хорошо знал новинки современного кино, но в то же время обладал уникальной, близкой к документальной, манерой черно-белой съемки художественных фильмов. За полувековой период творчества режиссер создал 7 фильмов – о его скрупулезности ходили легенды… Он чрезвычайно внимательно относился к малейшим деталям, чтобы выстроить один кадр, иногда уходили недели. Он не разменивался на суету, въедливость, предельная требовательность, доскональность – вот отличительные черты всех его работ. Сам Герман говорил, что из кинематографа уходят ««штучные изделия», требующие особого ритма», а еще, что он больше всего на свете боялся снять плохое кино…

К съемкам своей последней картины по роману братьев Стругацких «Трудно быть богом» Алексей Герман приступил в 2000 году. Из-за проблем с финансированием работа над фильмом шла с перерывами, причем сам режиссер снимал его, уже будучи сильно больным, но все же продолжая работать. По словам его сына Алексея Германа-младшего, эту картину он считал главной работой жизни. И ее он успел закончить, однако на экраны она вышла уже после смерти режиссера…

21 февраля 2013 года великий кинорежиссер Алексей Юрьевич Герман скончался в Санкт-Петербурге после тяжелой болезни на 75-м году жизни.


«Трудно быть Богом»

Работа над картиной продолжалась около 14 лет и была завершена его сыном после смерти режиссёра, последовавшей 21 февраля 2013 года. Мировая премьера состоялась 13 ноября 2013 года на Римском кинофестивале, посмертно присудившем Герману премию «Золотая Капитолийская волчица» за вклад в киноискусство. 27 февраля 2014 года картина вышла в российский прокат.

Действие картины происходит на другой планете, погружённой в глухое Средневековье, в городе Арканаре. История пошла здесь своим путём: Возрождения не было, проблески науки и культуры гибнут под гнётом реакции, повсюду грязь и серость. Когда-то Земля послала сюда три десятка учёных, но повлиять на местную цивилизацию они не могут. Один из землян, Румата Эсторский, уже 20 лет живёт под легендой благородного дона, прослыв среди горожан сыном Бога. Сражаясь на дуэлях, Румата не убивает врагов, а только отрезает им уши, убивать ему запрещено. Он пытается спасти одиночных носителей научной мысли – книгочеев, за которыми всё время охотятся отряды «серых» под руководством дона Рэбы, узурпировавшего власть в стране.

Попытки Руматы встать на сторону униженных и покарать их обидчиков ни к чему не приводят – все в конечном итоге возвращается на круги своя. Символична финальная сцена картины: группа землян пробирается через руины Арканара. Горы трупов… Наконец, земляне обнаруживают самого Румату, одиноко сидящего в луже в одном рубище. Он отказывается возвращаться на Землю: «Бог, он ведь тоже устать может». Те молча принимают решение Руматы. Напоследок Румата делает пророчество: «Там, где торжествуют серые, к власти всегда приходят чёрные!» и советует, что написать в отчёте о его действиях: «Скажи, что богом быть трудно». На этом земляне уходят.

Усталый и измученный Румата постепенно погружается в сон. Зима, двое из скрывавшихся на болотах книгочеев повздорили и убили друг друга, Румата играет на саксофоне, процессия всадников медленно уходит вдаль…



Добавить комментарий

Войти через соцсети