Диктатура как порождение демократии

Ельцин уничтожил гнилую советскую элиту и создал такую, которую будут уничтожать без сожаления

Игорь Острецов, физик

30-летний юбилей «победы демократии» в России прошел, можно сказать, незаметно. Появился повод порассуждать о «демократии» как средстве управления обществом, так как экономические достижения РФ весьма скромны. Социальные результаты «применения демократии» в процессе управления обществом тоже не воодушевляют. 

Понятие «демократия» происходит от названия района Афин Демос. Демосом также назывались жители этого района, имеющие определенный имущественный ценз. Кроме того, это были образованные люди, знающие семь свободных искусств (риторика, музыка, математика, астрономия, логика, философия и др.). Только они могли избирать и быть избранными в органы управления. Большая же часть населения демоса называлось «охлос». Так что истинный смысл термина «демократия» – власть избранных и богатых. А то, что мы имеем, – это охлократия.

Есть два вида демократии: прямая и представительная. В РФ используется прямая, а на Западе с XIII века – как правило, представительная. Кстати, именно последняя была использована при выборе «на царство» семейства Романовых. В 1613 г. 800 «советных людей» – представителей 58 городов – избрали царем неграмотного 15-летнего Михаила. Следствием этого стала 300-летняя диктатура династии Романовых. На мой взгляд, лучше бы после смуты диктатором «Всея Руси»  стал князь Д. Пожарский.

Рассмотрим «демократию» как средство управления обществом (государством) в «простых абстрактных формах» (т.е. идеально, абстрагируясь от национальных особенностей общества, религиозных, исторических форм организации, географических и климатических, военных и т.п. факторов).

Предположим, что есть некая траектория эффективного развития общества. Все обществоведы ищут ее – значит, она есть. По крайней мере, каждый из политиков что-то такое думает. Самые серьезные из них делают партийные программы развития для общества и пропагандируют их. Затем путем выборов, т.е. большинством голосов понимающих избирателей определяется победитель (возникает новый большевик), который персонифицирует эту программу и должен ее реализовывать в будущем.

И тут происходит самое интересное. Любой лидер, «выбранный демократ» постепенно превращается в диктатора. Причина в том, что любое общество не аморфная масса, и состоит оно из нескольких групп. Первая – в основном носители доминирующей парадигмы управления обществом. Это большая масса людей, которые вполне терпимо устроились в данной системе. Это не всегда даже «средний класс». Это группа, наиболее лояльная к существующей власти и почти всегда побеждающая в прямых выборах.

Вторая группа – «прогрессивная» – составляет 10-15% от населения. Это молодежь и «революционеры», осознающие и понимающие, что нужно что-то менять в системе управления в соответствии с развитием производительных сил. Дисбаланс идей и возможности управлять делают этот народ легко идущим на неповиновение: от бунтов до революций.

Третья группа – «консерваторы» – носители устаревших идей. Это часть общества, которая, осознанно или нет, тормозит развитие общества.

«Демократия» может осуществляться только в период подготовки и принятия решений (выбор личности – носителя программы). Потом наступает период достижения целей. Выбранная цель, как закон, определяет и способы ее достижения. И выбранное лицо, выполняя установки, которые были в его программных целях, объективно должно организовать или подавить (в идеале либерально – перевоспитать или переубедить) тех, кто будет мешать их достижению. Если цели не достигаются, то именно соратники станут первыми, кто будет снимать его с должности.

Лидер всегда находится между двух огней. В этом и кроется зарождение диктатуры. Выполнение поставленной цели всегда предполагает подавление любых несогласных. Вокруг враги: и среди своих, и среди чужих. Руководитель всегда одинок. Острота проблем, стоящих перед системой, порождает и разные степени жесткости подавления несогласных и недовольных. Т.е. диктаторские методы управления есть объективное средство достижения целей, которые были поставлены большинством избирателей.

Для руководителя есть два основных правила:

  1. Если знаешь, как лучше управлять – бейся на выборах за должность.
  2. Встал на путь власти – бейся до конца за достижение поставленной цели.

Историческое значение роли личности в истории определяется только тем, как эта личность в целом выполнит программные общественные цели. Главным критерием успеха менеджера является успешность организации. Которая определяется степенью достижения цели.

Если нет процесса достижения цели, то всегда происходит информационное прикрытие неспособности это сделать. Но нельзя вечно обманывать весь народ. В этом случае доверие к руководству падает. Эта ситуация сложилась и с информацией по вакцинации от ковид-19. Народ не верит информации о пользе вакцин, исходящей от власти.

В условиях кризиса, казалось бы, надо в общественном информационном поле (ТВ) давать больше научных программ. Повышать уровень научного образования всеми путями.

Пир во чумы – вот что мы видим по ТВ. Количество развлекательных программ зашкаливает. Появляются разные гороскопы, предсказатели и гадалки. Научное мышление, начиная со школы, буксует. Появляются всякие новые «боги» Кузи, теории плоской земли, происходит освящение ракет и пароходов.

Явно проявляется ставка на религиозное сознание и послушание. Строятся церкви и минареты. И то, что наука становится непосредственно производительной силой в современной экономике, забыто.

«Лидер нации» приходит к власти, как правило, законным путем. А дальше начинается неисповедимый процесс преобразования его личности. Самый последний пример: становление откровенного диктатора Сингапура Ли Куан Ю. Сразу после избрания он ликвидировал всех оппозиционеров и стал править. И вот что он писал:

«У меня было два пути. Первый – это воровать и вывести своих друзей и родственников в списки «Форбс», при этом оставив свой народ на голой земле. Второй – это служить своему народу и вывести страну в десятку лучших стран мира. Я выбрал второе»*.

Азиаты, блин! У нас, в России, все не так.


* https://citaty.info/man/li-kuan-yu



Добавить комментарий

Войти через соцсети