Лет десять назад в России был издан перевод книжки «Вокруг света по меридиану». Бывший английский военный диверсант Райнульф Файнес после выхода в отставку работал гидом туристов-экстремалов, а когда совсем вышел в тираж, подумывал – чем бы заняться? Он чувствовал в себе силы для любых проектов и попросил жену помочь ему придумать что-то, что еще никто никогда не делал. И жена предложила:
- А ты обойди вокруг света!
- Но это же столько раз делали!
- А ты обойди по меридиану!
- Но это невозможно – этого же еще никто и никогда не делал! Постой, постой…
Дальше они дали объявление в газету о том, что набирают экипаж на судно в экспедицию вокруг света по меридиану и на звонки отвечали: «Да, набираем. У нас пока нет ни судна, ни денег, давайте вместе найдем все, что нужно, – и осуществим этот проект!»
Кто не верит – может дальше не читать. Но! Они нашли и два парохода, и три самолета, и несколько сотен человек, которые три года работали для того, чтобы основная группа совершила заявленный переход! А многочисленные спонсоры этой экспедиции вернули себе вложенные в проект средства с хорошим превышением: участники перехода использовали торговые марки и логотипы, устраивали выставки своего снаряжения и оборудования по всему маршруту – из этой экспедиции сделали большое шоу.
Вокруг проекта было снято невообразимое количество рекламных роликов и прочего подобного материала! В патроны экспедиции пригласили принца Чарльза, он объявил этот проект национальной гордостью британцев и не поленился выступить на множестве приемов, организованных для сбора средств и распространения идеи проекта. Идти решили, не трудно догадаться, по главному английскому меридиану – меридиану имени сэра Гринвича…
Ищем вечный двигатель – 3
Вот такой проект. И для меня это прежде всего – отличное управленческое решение и приятнейший образец для подражания! Думаю, у этого парня были все шансы победить в конкурсе лучших практик управления, который проводится нынче ООН.
Так же и мы хотим построить свою модель, без каких-либо государственных решений, без финансирования из бюджета. Назовем ее скромно: Дом Будущего – выставочный зал, информационный центр и экспериментальный участок. Под крышей этого дома мы хотим собрать, обкатать и далее распространять лучшие решения по созданию оптимального человеческого жилья.
Предыстория
В июле 2001 г. мы купили частный дом во Владивостоке на улице Полонского, 13. Эта улица расположена у вершины сопки Орлиное гнездо над фуникулером и, по-видимому, является самой высокой улицей города.
Изначальным намерением было совместить жизнь в центре города с жизнью «ближе к природе». Дом выбирался именно с этой целью, он расположен в 15 минутах ходьбы от центральной площади, но ветер уносит городской смог, вокруг дома поют певчие птицы и с любой точки участка открывается панорама на большую часть города, на море, на остров Русский и на побережье противоположных сторон Амурского и Уссурийского заливов.
С самого начала мы обсуждали:
- скважину чистой природной воды;
- теплосберегающий дом;
- отопление и горячее водоснабжение от солнечных батарей;
- максимальную утилизацию бытовых отходов;
- биогазовую установку;
- теплицу и участок земли, обрабатываемые по принципам пермакультуры по технологиям Н. Курдюмова (книги «Умный сад», «Умный огород» и т.п.) с его прямым участием;
- сауну и программу детоксикации;
- использование ветровой электростанции;
- сбор, отработку и распространение технологий рационального природопользования и обустройства быта в частных домах.
Большая часть задуманного уже стала реальностью и продолжает выполняться. В 2001 пробурена, оборудована и запущена в работу скважина глубиной 40 метров, анализы показали, что вода вполне соответствует всем санитарным нормам для питьевой воды.
В 2002 году мы выиграли грант ИСАР по проекту «Солнечная энергия вместо печного дыма» и успешно выполнили эту работу. Лаборатория нетрадиционной энергетики Института проблем морских технологий установила нам 5 м2 солнечных батарей собственной конструкции. Целью проекта было сделать солнечные батареи реальными для жителей.
Когда мы начали работу, солнечные батареи, по представлениям жителей, были «чем-то, что летает в космос». В процессе выполнения проекта мы приобрели и установили на своем доме солнечные батареи и добились появления больше десятка статей в газетах, нескольких радиопередач, семи сюжетов по телевидению, в том числе двух по ЦТ и один из них – в программе «Время». Был создан сайт в Интернете и установлено множество контактов с самыми разными аудиториями.
Мы считаем задачу первого проекта выполненной: сейчас почти в каждой газете можно найти рекламные объявления компаний Руссолар, Вэлди и других фирм, предлагающих жителям солнечные батареи. В ноябре 2003 года фонд Мир сдал в эксплуатацию установку из 40 м2 солнечных батарей в реабилитационном центре для подростков на Эгершельде. Во Владивостоке продолжается развитие рынка солнечных батарей.
Конечно, не все эти результаты являются прямым следствием нашей работы, но то, что до нашего проекта всего этого во Владивостоке не было, является наблюдаемым фактом. Солнечные батареи стали реальными для владивостокцев, продажи растут и основные результаты нашей работы по распространению этой технологии можно будет увидеть на крышах многих домов Владивостока в самом ближайшем будущем.
Мы поработали с солнечными батареями и убедились в том, что действительно способны находить, применять и распространять такие симпатичные решения. И процесс пошел!
Современное состояние и планы на будущее
Мы продолжаем работу по основному проекту. Наш дом уже не зависит от городских сетей воды, тепла, канализации и вывоза мусора. Сейчас мы платим только за электричество, применяем разные решения, чтобы снизить расход и – продолжаем искать: кто продаст нам «вечный двигатель»! Похоже, это событие не за горами. Кстати, вопрос к читателю, а сколько вы сейчас платите за квартиру?
В 2004 году мы выиграли второй грант от фонда ИСАР на проект «Модельный экодом для Владивостока». В этом году мы построим второй этаж дома в виде прозрачной полусферы диаметром 18 метров из стекла и сотового поликарбоната для максимального использования солнечного света и тепла. Вечером, при включенном свете, дом будет виден для большой части города от бухты Тихой до Русского острова.
Теплица с южной стороны и зимний сад, он же выставочный зал, – с восточной, неотапливаемые, заглубленные в склон сопки кладовка и мастерская с северной стороны первого этажа, а также нетрадиционное архитектурное решение второго этажа послужат максимальному поглощению и сохранению солнечного тепла.
Биогазовая установка на канализационных стоках будет вырабатывать газ для кухни и экологически чистое удобрение.
Экономичные электролампы, системы для включения и отключения света в зависимости от присутствия людей, приготовление пищи на биогазе и весь набор подобных решений, которые мы сможем найти и применить, позволят минимизировать потребление электроэнергии.
Сбор дождевой воды для всех целей, кроме питания, позволит снизить расход питьевой воды из скважины и окончательно решить проблему водоснабжения.
Автоматическая подкачка воды из скважины будет делаться ночью, по ночному тарифу и при меньшем потреблении электричества другими пользователями.
Система контроля предупредит о появлении в ночное время людей на участке и включит уличное освещение.
Компьютер будет управлять вентиляцией, отоплением от теплых полов и кондиционированием в каждой комнате и вообще позволит решить или облегчить многие из бытовых проблем. Умный дом в стиле Билла Гейтса – почему бы и нет?
Все будет так, как мы это организуем. Что еще, какие еще технологии, приборы и приемы появятся в нашем экодоме? А вот это уже зависит от остальных Игроков!
Наши предложения
В Советском Союзе существовала ВДНХ, это была хорошая возможность увидеть все новое, передовое и лучшее из того, что где-либо появлялось. Мы предлагаем создать подобную выставку, информационный центр и экспериментальный участок на базе нашего дома.
Результаты проекта станут известными широкой публике через:
- выставочный зал и информационный центр с банком данных о технологиях и оборудовании;
- организацию пресс-конференций и круглых столов на базе экодома с участием всех заинтересованных служб и организаций;
- пресс-релизы, распространяемые в СМИ;
- информационные бюллетени для всех заинтересованных организаций;
- газеты, журналы, теле- и радиопрограммы;
- научные публикации участников проекта;
- наш сайт и другие сайты и конференции в Интернете;
- распространение информации об экодоме среди экскурсоводов города;
- посещение дома частными лицами и экскурсионными группами;
- личное общение участников проекта со всеми заинтересованными лицами, включая общение через Интернет и командировки;
- устную молву;
- прочие каналы.
Госэнергонадзор и Приморский инновационный центр энерго- и ресурсосбережения уже проявили интерес к проекту с целью проведения исследований реальной эффективности наших решений. Система датчиков и самописцев позволит отследить все основные характеристики и свойства нашего дома в разные сезоны, затем все эти материалы будут подробно рассмотрены экспертами и получат компетентную оценку.
Дом уже становится полигоном для студентов ДВГТУ, ВГУЭС и других вузов, которые выполняют на нашей базе свои научные и дипломные работы под руководством своих преподавателей, ведущих специалистов в этой области.
Институт переподготовки и повышения квалификации работников образования планирует издать методическое руководство о нашем экодоме и технологиях. Все учителя города и края, проходящие обучение в этом институте, изучат теорию, а потом приедут в наш дом, чтобы познакомиться с ним, прослушать наши лекции и увезти с собой компакт-диски с полным пакетом информации. После такого обучения они распространят эти знания во все школы.
Как известно, школьники – самая лучшая аудитория для распространения проектов разумного улучшения быта. Они быстро подхватывают эту информацию и с энтузиазмом передают ее своим родителям! И как показывает наш опыт, люди приходят к нам, чтобы увидеть экодом своими глазами. Они задают все интересующие их вопросы и уносят с собой не только новые идеи, включая полный комплект рекламных и информационных материалов, но и уверенность в том, что каждый человек может многое сделать для того, чтобы самостоятельно улучшить свою жизнь, не дожидаясь помощи от правительства и государства.
Наш дом уже посетили сотни человек и этот поток растет. Проект как магнит притягивает людей, которые хотят выйти из-под влияния Системы, о которой я писал в прошлых номерах журнала. Для тех, кто хочет улучшить не только свой быт, но и свою жизнь в целом, у нас при экодоме действует Центр Создания Способностей. Журнальные площади не позволяют рассказать о нем более подробно, заглядывайте на сайт, заходите в гости!
Во Владивостоке (и не только в нем) в последние годы строится все больше частного жилья и ширится интерес ко всем технологиям, призванным облегчить быт и сделать его более комфортным и приятным. Многие фирмы берутся помогать пользователям решать эти проблемы.
Как выбрать лучшее, как вложить средства и не ошибиться? Лучший способ принять оптимальное решение – обратиться к тем, кто уже решил свои проблемы оптимально и, что немаловажно, наработал опыт жизни с применением этих решений.
Понятно, что обычной семье непросто потянуть расходы по такому большому проекту. Мы приглашаем спонсоров для участия в создании такой модели. Вообще, относительно спонсорства мы хотим развеять два ложных стереотипа.
Во-первых, спонсорство – это не обязательно деньги. А в нашем случае – это совсем не деньги! Гораздо ценнее денег – техническая компетенция, идеи и способности к тому, чтобы претворять эти идеи в жизнь. Поставьте на нашей выставке оборудование, которое вы хотите сделать известным, – и сделайте его известным!
Во-вторых, спонсорство и меценатство – понятия совершенно различные! Любое успешное спонсорство должно быть выгодным для спонсора вложением средств, времени и усилий. Иначе говоря, такие затраты ДОЛЖНЫ окупаться с хорошим превышением! Как сделать так, чтобы они хорошо окупились – зависит от нас с вами. Мы приглашаем вас поиграть: докажите полезность ваших идей и оборудования!
Какое и чье оборудование окажется лучшим? Какие компании более всего готовы и хотят решать подобные задачи? Названия каких фирм будут упоминаться в СМИ при описании лучших решений подобных проблем? Кто действительно заслуживает звания лидера на рынке подобных услуг? Это зависит от самих фирм!
Мы приглашаем к сотрудничеству все организации, которых может заинтересовать подобный проект.
Приятнейший дополнительный результат своей работы мы видим в том, что через прессу мы создаем положительный имидж Владивостока в глазах жителей России и, как выяснилось, значительно более широкой аудитории. Наш город достаточно часто показывают в программах новостей: отсутствие воды, света и политические разборки – вот что такое Владивосток в глазах жителей нашей страны. От детей с Камчатки (!) довелось услышать такой стишок:
- Если в кране нет воды,
А в розетке – тока,
Значит вы недалеко,
От Владивостока!
Одному из участников нашего проекта позвонили коллеги из Калифорнии и спросили: «Что там у вас за экодом? Как нам поскорее наладить контакты с этими людьми?». К нам пришло письмо из Германии: «Видел ваш сюжет, занимаюсь солнечными батареями, давайте работать вместе!». Что тут скажешь? Ищите свой интерес, давайте поработаем!
А 5 января прошлого года, похоже, впервые за достаточно большой период, в программе «Время» был показан положительный сюжет про Владивосток и это был рассказ о нашем проекте! После этого у нас было шесть звонков только по междугородному телефону: Москва, Ростов, Таджикистан, Казахстан…