Тендерная площадка: со стройки убрано слабое звено

Человек всегда, с самого рассвета цивилизации, был неиссякаемым источником парадоксов. И за века существования принципиально это так и не изменилось. Применительно к бизнесу одно из основных противоречий звучит следующим образом: «Человеческий фактор может вознести любой проект на вершину успеха, но может и разрушить его до основания, даже не имея такой цели».

Для строительства это так же справедливо, как и для любого другого дела. Слабое звено может внести разлад в отлаженные, казалось бы, процессы. Безусловно, бывает, что причиной допущенной ошибки (ошибкой здесь мы называем действие, которое отличается от того, что принесет наилучший результат) становится некомпетентность. Это проект, создающий слабые места объекта, это не соблюденная при выполнении работ технология, это неверный выбор материала… Но для того и должен быть контроль на каждой площадке; проблему превентивно решает тщательный подбор и обучение кадров, а созданная многолетним трудом добрая репутация компании дает понять заказчику, что шанс встретить подобное в данном конкретном случае – минимальный.

К сожалению, ни для кого не станет сюрпризом, что чрезвычайно часто неоптимальное для заказчика решение принимается совершенно сознательно. И основная мотивация этого предельно проста: выгода. Купленные «где надо» материалы с завышенной стоимостью; приобретенные с избытком ресурсы; субподряд, выданный «нужной» компании за откат; схем и механизмов работы такой внутренней специфической коррупции не счесть.

Для заказчика, впрочем, неважно, где именно и как его обманули: значение имеет лишь то, что он потерпел ущерб, честно оплатив одно, но получив другое. И каждый новый объект, если только не выполняет его проверенный-перепроверенный и заслуживший доверие исполнитель, превращается в русскую рулетку. Чем все кончится? Когда? За какие деньги? С какими сюрпризами?

Пока во главе угла человеческий фактор, избежать этого не удастся. Или нет?

Одной из задач создания строительной тендерной площадки «Альянс HELP» изначально было формирование возможностей для честной конкуренции. Когда победитель  не обязательно тот, кто предложит самую низкую цену, как это нередко случается с госзакупками (о качестве продукта таких демпингующих деятелей наслышаны все). Нет. Это когда победителя с открытыми глазами выбирает заказчик. Имея на руках всю необходимую информацию, получив возможность ознакомиться с портфолио, будучи уверенным в заслуженной хорошей репутации всех кандидатов. Каким-то подтасовкам здесь просто технически нет места.

Система создана таким образом, что коррупции не находится места. По возможности информацию об объекте выдает сам заказчик, затем на место выезжает специалист тендерной площадки. Он доподлинно выясняет объемы, ожидания, детали, составляет смету и помогает оформить тендер. И только после этого заявка публикуется для всех профессионалов соответствующего направления, числящихся участниками проекта.

И здесь можно спросить: зачем площадке эти сложности? Зачем брать на себя задачу взаимодействия с заказчиком и выездную работу, если можно просто делегировать все это заинтересованным исполнителям? Ответ прост: дело именно в этой заинтересованности. Получивший прямой предварительный доступ к объекту подрядчик может поддаться искушению и попытаться в обход заказчика, за небольшую мзду, договориться прямо на месте. Может, инсайд поможет выставить себя в особо выгодном свете, может, удастся получить какие-то «правильные», пускай и не совсем честные, рекомендации… В любом случае этот этап исключен.

Второй вопрос, который задают ознакомившиеся с деталями проекта участники, звучит следующим образом: почему в сметах, которые предоставляют заинтересованные в объекте подрядчики, перечислены только работы, но не материалы? И ответ также касается честности и коррупционного момента. Схема, при которой подрядчик предлагает выполнить все ну очень дешево, потом через «правильную» покупку материалов взвинчивая траты заказчика в разы, стара, но часто срабатывает. В этом же случае, когда демонстрируются только работы, когда корректность ценника уточняют модераторы, когда заказчик сам видит прайсы разных компаний, номер не пройдет. Еще одна галочка в графе «прозрачность».

В любом случае эти меры только подстраховка, хотя и полезная. Заказчику важно знать, что он выбирает исключительно из достойных вариантов. И в случае с тендерной площадкой «Альянс HELP» это именно так. Перед тем как включить подрядчика в пул исполнителей, специалисты проверяют их на причастность к махинациям и скандалам, на банкротство, финансовую и кадровую состоятельность, выясняют репутацию, лично оценивают выполненные свежие объекты. Этот тот самый случай, когда выбор – из избранных.

Продолжение следует



Добавить комментарий

Войти через соцсети