Из истории дизайна и архитектуры жилья

Лепные украшения, вносящие разнообразие в монотонную плоскость стен, потолков, фасадов, арок и т.д., постоянно привлекают к себе внимание профессионалов, любителей и сейчас. Часто эти элементы встречаются при ремонте и реставрации старых зданий.

Искусство украшать и покрывать стены, потолок, фасады рельефами знали очень давно: греки и римляне применяли лепку в самых разнообразных формах с расколеровкой и золочением сначала только для церквей и дворцов, потом украшались дома горожан.

Корни мастерства лепщиков архитектурных элементов уходят в глубокую древность. Фантастические глиняные маски, выполненные руками ремесленников Этрурии, широко применялись в качестве украшений, прикрывающих торцы стропильных конструкций.

В римскую эпоху на основе этого мастерства развивается производство архитектурных деталей из терракоты – тщательно обработанной чистой глины, обоженной до спекания. Терракотовые изделия отличаются большим разнообразием цветов (от кремового, красно-коричневого до черного), не говоря о многообразии их форм.

Первое время лепные украшения изготовляли путем моделирования пластической массы, нанесенной на штукатурную основу стен, потолка и других частей здания. Несколько позднее их стали изготавливать в мастерской, вытачивая, вырезая или вылепляя отдельные детали, что также требовало много времени на размножение повторяющих деталей. Изготовление первых форм из гипса, а затем из клея позволило резко ускорить выполнение лепных работ.

Наивысшего рассвета, а затем и массового применения в архитектуре лепное искусство приобретает позже, когда был накоплен опыт использования гипса.

В России начало этого периода совпадает с деятельностью Петра I (начало строительства Петербурга). В это время мастерство изготовления декоративных архитектурных элементов достигает высоких художественных форм. Используются дорогие виды отделок (природный камень, резьба по камню, облицовка керамикой, резьба на ценных породах дерева), выполняющихся в парадных частях интерьеров и фасадов.

Человек организовывает пространство сложными и простыми элементами, добиваясь осуществления своего понимания красоты и порядка. Увлекает стихия скульптурно-архитектурного искусства, во всем ее эмоциональном богатстве, неисчерпаемом многообразии форм и образов, в живом, подчас противоречивом развитии. Все эти элементы обогащают и организуют геометрическую форму, разделяют ее на части, которым придают разные качества; членят поверхность, создавая определенный масштаб, соотносят центр и периферию.

В различные исторические эпохи применялись принципы и художественные приемы построения архитектурных композиций, иными словами – менялся стиль. Возвращаясь в классическую древность, скажем, что архитектурные и скульптурные украшения храмов Греции в своих пропорциях вполне современные для сегодняшних решений.

Художественные достоинства архитектурного произведения проявляются в архитектонике. Архитектоника – построение художественного произведения – выражает взаимообусловленность элементов и целого в конкретном объеме и их гармоническое сочетание.

Это полноценное и сложная область художественного творчества, со своими законами, заслуживающая такого же уважительного интереса, как живопись, поэзия, музыка. Но само искусство – любой вид его – остается неисчерпаемо глубоким воплощением нашего духовного богатства. Оно позволяет пережить и нам, присоединить к своему опыту те ритмы и краски, образы и мелодии, в которых воплощали свои миры люди разных эпох, культур и народов.



Добавить комментарий

Войти через соцсети