Оценка – эффективный инструмент управления собственностью
Понятие «независимая оценка» все чаще встречается в лексиконе деловых людей России. В 1995 -1998 годах оценщики оказали весомую услугу предприятиям в проведении переоценки основных фондов. Однако независимая оценка необходима и во многих других случаях, это:
-
купля-продажа имущества, сдача в аренду;
-
получение кредита под залог имущества;
-
судебные и имущественные споры;
-
преобразование и ликвидация предприятия;
-
реструктуризация предприятия;
-
разработка инвестиционных проектов и бизнес-планов;
-
внесение имущества, ценных бумаг, нематериальных активов в Уставный капитал;
-
реструктурирование задолженностей перед бюджетами;
-
раздел, дарение имущества;
-
страхование имущества;
-
определение имущественной состоятельности.
Опыт нашей текущей работы показывает, что чаще всего оценка выполняется в случаях:
-
переоценки ОФ;
-
купли-продажи имущества по стоимости ниже остаточной;
-
внесении в УК неденежных вкладов;
-
в ходе исполнительного производства.
В связи с этим, мы хотели бы посоветовать, как и когда наиболее эффективно привлечь оценщиков к работе:
-
В связи с введением ПБУ 6/97 и учитывая складывающуюся практику работы налоговых инспекторов, рекомендуем провести переоценку на 1.01.99 г. после предварительной консультативной работы оценщиков, которая позволит выявить и исправить возможные ошибки при отражении результатов прошлых переоценок, в том числе при формировании добавочного капитала, и выработать требования к переоценке 1999 года, позволяющие минимизировать налоги.
-
При возникновении угрозы обращения взыскания на Ваше имущество, ценные бумаги или дебиторскую задолженность, либо угрозы процедуры банкротства, необходимо заблаговременно обращаться за оценкой, во избежание распродажи Вашей собственности «за гроши».
-
При подготовке проспекта эмиссии заранее обратитесь в ПРО ФКЦБ, чтобы Вы смогли правильно выбрать и указать в проспекте экспертов с соответствующими сертификатами во избежание неутверждения отчета об эмиссии в ФКЦБ.
Еще один случай, ставший классическим: в ходе работы с партнерами по бизнесу у Вас возникли разногласия, и Вы решили отделиться и завести свое дело. В такой ситуации определение Вашей доли в собственности зависит от уставных документов и договоренностей между Вами и компаньонами. Но каким же образом оценить все то, чем Вы совместно владеете? Довольно часто в такой ситуации партнеры рассчитываются исходя из текущей стоимости имущества предприятия: недвижимости и оборудования. Но в этом случае абсолютно не учитывается, что существуют и такие нематериальные активы, как торговая марка, наработанная клиентура, отлаженная работа с персоналом, каналы закупки сырья и пр. Такое непонимание ситуации зачастую приводит к тому, что партнеры начинают перетягивать сотрудников, клиентов и другие неучтенные активы к себе, что влечет за собой конфликты и зачастую приводит к распаду обеих фирм. Когда оценщик привлечен вовремя, то этого удается избежать.
Желаем успехов Вам и Вашему бизнесу. В следующем номере мы познакомим читателей с требованиями Закона «Об оценочной деятельности» и спецификой работы экспертов-оценщиков.