Как получать доход от многоквартирного дома (3)

Продолжение. Начало в №08(254)

Через формат ТСЖ собственники квартир управляют своим домом: решают вопросы его содержания и благоустройства двора. ТСЖ может сдать часть своих помещений в аренду, получать прибыль от размещения рекламы на фасадах, установки вышек сотовых операторов на крышах и т.д. На сегодня это самая демократичная форма управления.

Не секрет, что в России есть дома, в которых жители либо вообще не платят квартплату, либо платят ее в значительном меньшем размере по сравнению со средней по городу. В чем их секрет? В том, что они очень умело смогли монетизировать свой многоквартирный дом и получают дополнительные доходы, которые перекрывают их затраты. Как этого добиться в своем доме?

ВАРИАНТ №1. Сдача в аренду фасада и крыши.

Самый очевидный способ заработать. Фасады можно сдавать в аренду рекламным фирмам или магазинам под вывески, баннеры и кондиционеры, а участки кровли – провайдерам для установки антенн. Участки стен или внутренние помещения подойдут для размещения провайдерского оборудования и прокладывания коммуникационных кабелей.

Любая, даже самая маленькая вывеска или реклама, кондиционер, вентиляционная труба от магазина и др. на фасаде доме должны приносить доход! Если сравнить, например, с дачным домом, представьте, что у вас на дачном доме висит реклама магазина или чужой кондиционер. Вы потребуете плату? В данном случае – ситуация идентична, только собственников в МКД больше и решение о порядке и стоимости размещения должны приниматься совместно.

Важно оговорить один нюанс: согласие на размещение рекламной вывески требуется, если она поставлена на объекте общего имущества дома. Средняя стоимость аренды зависит от многих факторов (расположения дома, выхода на 1-ю линию и т.д.). К примеру, в 2015 г. размещение антенны провайдера связи стоило от 25000 рублей в месяц, вывески или баннера на стене – от 1500 рублей, кондиционера – от 500 рублей, провайдерского оборудования – от 300 до 1000 рублей в месяц.

ВАРИАНТ №2. Предоставление свободных помещений для открытия учреждений сферы торговли и услуг.

Для этих целей могут использоваться ставшие невостребованными лифтерные, консьержные, красные уголки, цокольные помещения подвалов. Предварительно придется изменить назначение этих помещений и реконструировать их. Необходимо исключить входы покупателей/посетителей через подъезды, но обустроить их со стороны уличных фасадов или со двора. Стоимость аренды может достигать 2000-5000 рублей в случае выхода помещения на 1-ю линию.

ВАРИАНТ №3. Предоставление в аренду части земельного участка для доступа посетителей в создаваемые в доме коммерческие фирмы.

Пока достаточно редко применяемый, но очень эффективный способ монетизировать общее имущество. Можно сдавать в аренду часть земли под крыльцо или парковку у магазина. Если доступ к вновь созданному предприятию возможен только с уличного фасада через общедомовый газон, с арендатора можно взимать плату за использование дорожки, пролегающей от общего городского тротуара до крыльца через земельный участок, принадлежащий жильцам.

ВАРИАНТ №4. Установка на земельном участке коммерческого объекта, например торгового павильона.

Возможно при условии, если объект удовлетворяет требованиям управления архитектуры города, Роспотребнадзора и других контролирующих организаций.

ВАРИАНТ №5. Обустройство гостевой парковки на земельном участке многоквартирного дома.

Сейчас парковка во дворе многих домов используется в формате: кто первый встал, того и тапки. Это неправильно. Собственники могут отрегулировать этот вопрос, установив цену за пользование стоянкой, и договориться, кто и на каких условиях будет ей пользоваться. Если двор не очень большой, можно попросить у муниципалитета (и часто это бывает возможным) дополнительную территорию в аренду или в безвозмездное пользование. При этом сейчас появилось огромное количество вариантов размещения современных парковочных мест в экологическом стиле – брусчатка, через которую растет трава, современные покрытия и т.д.

ВАРИАНТ №6. Переоборудование части подвала, например, под спортивный зал.

Для этого придется сделать проект реконструкции помещения, чтобы оно отвечало всем требованиям безопасности при эксплуатации объекта. А после на этом можно зарабатывать, выдавая абонементы на посещение зала жителям соседних домов.

С чего начать, что важно помнить!

Менять назначение помещений общего имущества дома, а также приступать к их реконструкции можно только по решению общего собрания собственников. Решения принимаются при наличии не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в МКД. При этом, если речь зайдет об уменьшении размера общего имущества (как пример – уменьшение части стены или увеличение проема), понадобится согласие всех собственников (100% голосов).

Порядок действий:

  1. Определиться с тем, что может давать доход – фасад, кровля, земельный участок, подвал и т.д. Поинтересуйтесь в своей УК или ТСЖ, что сейчас сдается в аренду и на каких условиях.
  2. Провести собрание и принять решение об установлении стоимости аренды и порядке заключения договора, расчетов, порядке расхода коммерческих доходов.
  3. Сдать имущество и получать доход.

На что можно потратить деньги?

Еще до того, как собственники определятся со способом монетизации общего имущества, они должны решить, на что будут тратить полученные деньги. Логичнее всего направить доход, полученный от использования общего имущества, на его содержание – ремонты, высадку растений и другие цели.

О чем мы говорили в начале статьи – если собственники посчитают, что денег, получаемых извне, достаточно, чтобы перестать платить по строке «содержание и текущий ремонт», они могут обнулить платежи в платежке по данной строке (решением собрания), но это возможно только при значительных доходах, сопоставимых с суммой ежемесячного сбора.

Зато представьте, как здорово сказать друзьям «У нас в доме квартплата равна 0!» И стоимость квартиры в таком доме, скорее всего, будет примерно в 1,5 раза выше, чем в обычном!



Добавить комментарий

Войти через соцсети