Возрождая фарватер качественного морского образования

2021 год объявлен президентом России Владимиром Путиным Годом науки и технологий. Сегодня очевидно: чтобы страна была сильной и конкурентоспособной на мировой арене, необходимо развивать профильные отрасли, а начинать следует с корней и фундамента – восстановления советской системы образования. В Приморском крае она традиционно представлена морскими специальностями, при этом ООО «Научно-технологическая компания «АЛЬКОР КО ЛТД» c 2012 г. является площадкой для прохождения реальной практики студентами МГУ им. Г.И. Невельского. Наш сегодняшний разговор с ее директором Геннадием Загинайло – о современной системе подготовки будущих специалистов в области судоремонта и судостроения, ее слабых местах и путях решения проблемы. 

– Геннадий Владимирович, вы продолжаете передавать ценный опыт молодому поколению? Насколько это сегодня важно?

– Обязательно, на нашей базе создан научно-технологический центр, имеется кабинет профориентации, разрабатываются и совершенствуются программы и планы по данному направлению. В НТК «АЛЬКОР» подростки смогут познакомиться с особенностями производственного процесса, увидеть реальные разрушения деталей судовых ДВС и роль настоящих станков при их восстановлении. Под нашим руководством у них есть возможность поучаствовать в технологическом процессе, осознать реальность творчества инженерно-технического состава любой компании. Кстати, сейчас по государственной программе на судомеханическом факультете МГУ им. Невельского обучаются три иностранных студента, и один из них, выходец из ЮАР, скоро будет проходить у нас практику. Мы сегодня фактически стали единственным местом, где можно это сделать, не нарушая закона о гостайне. При этом важным открытием для практикантов при коллективном труде является индивидуальная ответственность каждого с соответствующим вознаграждением. Совокупность взаимодействия разного уровня интеллектуального капитала, сформированного специалистами нашей компании на их глазах и при их участии, воплощается в конечный продукт, в ряде случаев превышающий по работоспособности новые изделия. В советское время зарплата хорошего рабочего была не намного ниже дохода директора завода. А сейчас опытных профессионалов – по пальцам пересчитать, отношение к ним пересмотрено.

– Вы 19 лет проработали в ДВИММУ при советской власти – отличаются ли студенты времен СССР от нынешних, выращенных на почве рыночной экономики?

– Разница не просто огромная – колоссальная! Приведу очень показательный и наглядный пример: если в 1952 году на конкурсе ООН по оценке интеллекта советские школьники заняли I место, то в 2007 на аналогичном мероприятии – 147. Получается, что за 54 года мы сдали 146 позиций, и это полное фиаско. А еще я испытал шок, когда очаровательные девушки – выпускницы судомеханического факультета, пишущие дипломные работы, в реальности с этими деталями не встречались. Дипломница, представившая работу  «Восстановление выхлопного клапана», даже не знает, как он выглядит! Поэтому в настоящее время главная задача на государственном уровне – восстановить учебные программы, готовившие крепких специалистов своего дела, усилить воспитательную работу среди учащихся и студентов, чтобы они вырастали приличными и порядочными людьми. Затраты на «навальчат» и «нациков» – непростительная роскошь, уважаемые соотечественники!

– А как это сделать, какие механизмы необходимо задействовать?

– Науку делают и двигают люди, увлеченные личности, настоящие энтузиасты, преданные ей душой и сердцем. Проблема в том, что нам подменили многие ключевые понятия. Так, реальные деньги, которые должны служить истинной мотивацией для развития, – это движимое и недвижимое имущество, интеллектуальный капитал, людские и территориальные ресурсы, и их измеряют в условных единицах – рубле, долларе, евро и т.д. Но без обозначенных ранее атрибутов купюры и монетки не из драгметалла ничего не значат сами по себе. А из этих условных единиц сделали идола, и теперь мы с тревогой ожидаем очередного обвала или скачка.

И если мы говорим о морском образовании, то даже в своей колыбели – Санкт-Петербурге – оно переживает не лучшие времена, там два ведущих профильных вуза объединили в одну структуру. И если сэкономили, то на чем? Во Владивостоке к руководству морским университетом пришли психологи со своими понятиями и своим уставом, не имеющим ничего общего со смыслом, спецификой и сутью морского дела, а тем более морского образования. Убрали факультет заочного обучения. А курсанты, ушедшие в рейс на плавательную практику и задержавшиеся по вине судна на три дня, подлежат отчислению. К сожалению, многие из них нацелены работать в иностранных компаниях, а это в корне неправильно, тем более когда государство несет серьезные затраты на их обучение. Россия в настоящее время прокладывает северный морской путь. Владивосток просто обязан стать центром профессиональных компетенций в области судоремонта, судоходства и судостроения. В этой ситуации подготовка кадров – первейшая и наиглавнейшая задача, социально ответственная миссия.

– Конкретные шаги по реализации данного направления предпринимаются?

– Сейчас разрабатывается программа развития судостроения и судоремонта, рассчитанная до 2035 года и учитывающая мнения ведущих специалистов, которые работают в данной сфере. Я считаю, что важно не просто укреплять материально-техническую базу для подготовки грамотных кадров, а правильно мотивировать молодежь и обеспечить участие государства на всех уровнях. ДВМП в статусе госструктуры было крупным градообразующим предприятием с 300 единицами флота, а став самостоятельным юрлицом, сократило армаду до 20 судов. Но ведь государство – это прежде всего мы, все граждане своей страны, здесь главное не чинить препятствий инициативным людям, двигать науку и производство, отстаивая интересы нации. И еще настоятельно рекомендую прочесть до конца и выполнить до буквы постановление И. Сталина об организации в СССР морского образования, оно ничуть не устарело, там учтены все актуальные аспекты.

Ну а нас вообще-то администрация города Владивостока поставила в очередь на уничтожение. А так все хорошо, и всех с предстоящими праздниками!

 



Добавить комментарий

Войти через соцсети