Школа творчества
У каждой школы, помимо процесса обучения, есть свои акценты в работе со школьниками, над которыми работает весь коллектив. Результаты этой работы обсуждаются на педагогических советах и ставятся промежуточные цели, вносятся корректировки и т.п. Наша школа ставит акцент на развитии творческих способностях учащихся. В начале эта идея главенствовала во внеурочной деятельности. Возможно, вы знаете о том, что человек, сильно заикающийся в жизни, на сцене говорит гладко и красиво, или неуклюжий человек, перевоплощаясь, становится пластичным. И мы пришли к выводу: если давать возможность детям почаще играть различные роли – это поможет им справиться с внутренними зажимами, победить различные комплексы.
Так родилась идея театра, в котором играют все, и, самое главное, хотят играть все дети от 1 до 11 класса. Ежегодно в школе проводится День театра, и каждый класс готовит постановку для общего конкурса. Спектакли получаются разными и по жанру, и по уровню, но это и интересно. Пожалуй, что это один из самых ярких и любимых праздников в школе. Каждый класс ставит свою постановку в строжайшей секретности, и День театра превращается в день сюрпризов и неожиданностей. Более строгими и серьезными получаются Пушкинские чтения. Звучат стихи Пушкина или о нем, и, конечно, же ставятся отрывки из его сказок. В праздничных концертах создаются разножанровые выступления: песня, танец, чтения, театральная миниатюра и т.д. После каждого такого праздника еще долго все вспоминают различные подробности и казусы, случившиеся с артистами. Чтобы не замыкаться в стенах своей школы, мы показываем свои постановки то в соседнем детском саду, то в детском доме, то в другой школе. Перед спектаклем бывают и слезы от волнения, но нужно видеть, как дети собираются с силами, как входят в образ и как радуются, когда все получается.
Еще одно направление развития творческих способностей детей – это рисование. У нас работает великолепный преподаватель ИЗО. Дети постигают азы композиции, много работают с цветом. Например, рисуют впечатления об осени. Так постепенно творчество из внеурочной деятельности перешло и на урок. С начала – на уроке ИЗО, технологии и музыки, а в последние годы – и на все остальные предметы. Как это случилось?
В последнее время средства массовой информации довольно активно обсуждают результаты, показанные нашими школьниками во время международных исследований PISA.
PISA – это аббревиатура, в переводе на русский – Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся. Речь идет об учениках 9-11 классов. Основной целью исследований PISA является поиск ответа на вопросы:
- Обладают ли старшеклассники знаниями и умениями, необходимыми для полноценной жизни в обществе;
- Могут ли они на практике применять знания, полученные в школе?
Проверка идет в нескольких областях: выявляется математическая грамотность, грамотность чтения, естественнонаучная грамотность и способность решать комплексные проблемы. Больше всего потряс образовательное общество тот факт, что мы оказались в хвосте колонны с предметом, который традиционно считался у нас чуть ли не лучшим в мире, – математикой. Да, на многих международных олимпиадах мы берем первые места, а тут – 29-31 места из 40 участников. Да и по грамотности чтения – 32-34 места, чуть лучше естественнонаучная грамотность. Задумались над этими результатами и мы. Обидно обладать самой большой суммой знаний и не уметь их применять. Так идея развития творческих способностей учащихся стала главной идеей всей нашей работы. Понятно, что мгновенных результатов ждать не приходится. И мы начали с азов формирования навыков компетентного чтения, т.е. не просто бегло читать и пересказывать, а понимать и интерпретировать текст, искать в нем информацию, преобразовывать форму текста и вообще – всячески с ним работать. И тексты не только литературно-художественные, но и научно-популярные, и газетные, и официально-деловые, и технические, и рекламные, а также таблицы, графики, диаграммы.
Эта работа ведется на уроках и в научной деятельности учеников нашей школы. Итогом являются научные конференции, которые проводятся 2 раза в год. Подготовка и участие в ней – это колоссальный совместный труд учеников и учителей, а иногда и родителей. У нас уже хранится макет детской площадки, сделанный учеником 9 класса со своим отцом, а проект этой площадки был сделан учеником и учителем.
Существует еще система творческих отчетов по различным предметам. Звучит сухо, а на самом деле это очень интересно. Например, изучили на географии особенности природы Антарктиды и нафантазировали проекты научно-исследовательских станций будущего. Проекты фантастические, но жестко привязанные к особенностям этого материка. Пошли в другой класс и предложили поизучать Антарктиду с проживанием в своей станции. Страсти кипят такие, как-будто завтра отъезд и жизнь будет зависеть от предусмотрительности проектировщиков.
Мы стараемся сделать многое для того, чтобы в жестких рамках учебной программы учиться можно было с увлечением. И мне кажется, что у нас многое получается. Прошел месяц нового учебного года, и ко мне пришла мама нашего нового ученика 5 класса. Она сказала: «Огромное спасибо всем учителям школы за то, что мой сын впервые хочет учиться и ходить в школу». Эти слова дорогого стоят. Они вселяют надежду, что нам удается воспитать успешных, самодостаточных, творческих людей.