«…Едва новорожденное дитя научится мало-мальски есть и дышать у него появляется еще одна способность – способность к игре. Собственно, младенец испытывает в эту пору лишь два состояния: состояние сна и состояние игры. Игра… Это был обширный, особенный и вполне самостоятельный мир. Он пронизывал всю жизнь, проникал в каждую душу, формируя жизненный стиль. И хотя этот мир существовал отдельно, от был спаян с фольклором, трудовым и бытовым миром, и все они взаимно обогащали друг друга.
…В большой семье ребенок редко оставался один. Играли с ним все. Для старших детей обращение с младенцем было тоже игрой.Он просыпался, чтобы играть, играл (жил) для усталости и сна… Даже кормление младенца не что иное, как игра.Чем старше становится ребенок, тем больше у него появляется осознаных игр и тем быстрее развивается его жизнь. Бабушка и дедушка, замыкая на внуке собственный жизненный круг, играют с ним не менее искренне, сами забавляются не меньше и так же смеются…Оттого забавы младенчества скрашивают заодно и закатные деньки стариков…».

Василий Белов


От игры – к творчеству

Мама (папа, бабушка, дедушка), поиграй со мной! – самый настойчивый детский призыв в наше время. Как часто ребенок слышит в ответ: «У меня нет времени. Поиграй сам!» Всегда ли мы правы, отказывая малышам в игре? Тем более, что ребенок сейчас, как правило, в семье один, а игра со сверстниками для многих редкое удовольствие. Игра – это не только развлечение ребенка. Игра – это средство развития речи и мышления малыша, зрительного и слухового восприятия, познавательной активности и внимания. А если проще – через игру малыш становится смышленым и любознательным, уверенным в своих силах. В играх формируются самостоятельность, коммуникативность, настойчивость малыша. Игры нужны всем детям, от рождения и еще очень долго, возрастной порог индивидуален. Игра – это огромная радость для ребенка, гарантия его эмоционального благополучия. Играя с близкими, маленький ребенок испытывает чувство удовольствия от общения со взрослыми. Одобрение успехов малыша повышает его самооценку, он ощущает свою нужность взрослым.

Игры дошкольного детства со временем плавно перейдут в разнообразную досуговую деятельность в школе – различные праздники, новогодние карнавалы, КВНы, в которых так интересно участвовать детям, проявляя фантазию и изобретательность. Именно в играх со сверстниками формируются у ребенка те самые лидерские качества, которые развить у взрослых пытаются на семинарах и тренингах с обнадеживающим названием: «Как стать успешным», в различных «школах лидерства». Социально-пассивные, робкие взрослые – это, очевидно, те, кто мало играл в детстве.

Чудесных игр и игрушек, многофункциональных, направленных на комплексное развитие ребенка, сейчас очень много. В рамках небольшой журнальной публикации я не могу их даже обозначить. Когда-то мы, родители, совместно с детьми делали развивающие игры из картона, бумаги, деревянных брусочков. Сейчас в продаже огромный выбор отличных «умных» игр и замечательных игрушек. Это известные многим родителям развивающие игры – Монтессори, Зайцева, Воскобовича, Никитиных и многие другие. Убеждена, что родители трепетно должны отнестись к ПЕРВЫМ и ГЛАВНЫМ игрушкам малыша. Для девочек, разумеется, главной игрушкой будет кукла. Я сторонница русской традиционной культуры, где кукла – это символ женщины, деторождения, материнства. Любимая игра девочек – «дочки-матери», с куклами, которых можно купать, пеленать, одевать. Играя, девочка учится быть доброй и ласковой. Главной игрушкой для мальчиков может стать машина, техника, но пусть ею не будет автомат (от огромного арсенала детского оружия становится грустно…).

Много лет назад я была со своими детьми в гостях у восьмидесятилетней художницы, которая жила в глухой деревушке на берегу Байкала. Дух захватывало от ее удивительных картин, от чистого, по-детски естественного восприятия мира. Мы с восхищением обошли ее уникальную усадьбу, где царило совершенство, не только в каждой постройке, но и в каждом с любовью выращенном кустике. Когда же она показала отдельный «кукольный домик» во дворе, кукол и кукольную мебель, доставшиеся ей от бабушки, которыми сейчас играют ее внучки, нашим восторгам не было предела. Вот бы всем нам дорасти до такого уважения к детской игре!

Я знаю, что во многих молодых семьях сейчас родители формируют отличные игротеки, с любовью собирают хорошие детские библиотечки. Вряд ли найдутся дети, которые не ломали бы игрушки, проявляя свою природную любознательность: «А что у нее внутри?» И тем не менее, детские игровые сокровища могут храниться очень долго, и даже передаваться по наследству – от старших к младшим. Я всегда говорю молодым мамам: «Девочки, куда же вы определите свое богатство: конспекты занятий, детские книжки, игры? Давайте улучшать нашу плачевную демографическую ситуацию!» Все мы радуемся, когда у наших молодых родителей появляется второй малыш. Как гордится повзрослевший ребенок, если с его любимыми игрушками играет младший братик или сестричка!

Недавно в магазине я стала свидетельницей диалога между бабушкой и внучкой. «Бабушка, купи куклу!» – «Да у тебя их более ста штук, целый склад!». «Ну, все равно, купи!» – капризно настаивала девочка.

Покупка игрушек ребенку – это всегда маленький праздник для всей семьи. А к любому празднику нужно готовиться. Всем близким малыша хорошо бы знать, о какой игрушке он мечтает, поговорить с ним, заранее ознакомиться с ассортиментом игрушек. Осознанная покупка игрушки всегда доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослым. Ведь взрослые не просто покупают ребенку случайные игры и игрушки, а с их помощью создают РАЗВИВАЮЩУЮ СРЕДУ. Ту самую, которую психологи считают даже более важной составляющей для развития ребенка, чем наследственность.

Однажды мне позвонил папа, его дочь поступала в престижную школу. Девочка воспитывалась дома, умела хорошо читать и считать, но тестирование не прошла. Папа попросил «подготовить дочь к тестированию». Я спросила: «Много ли играет девочка, какие у нее любимые игрушки и игры?» Папа очень удивился моим вопросам, ответить мне не смог. Мы с ним долго беседовали. Однако я так и не смогла убедить его в том, что игра – основной вид деятельности ребенка, что именно в игре развиваются те психические качества, которые впоследствии помогут не только хорошо пройти тестирование, но и успешно учиться в школе.

Игровое пространство ребенка очень широкое, это вся его ежедневная деятельность. Не устаю восхищаться творческими находками родителей, которыми они делятся на заседании нашего семейного клуба «Радуга». Даже каждодневные проблемы с малышами (отход ко сну, переодевание и т.д.) решаются в игре быстро и весело, при этом ребенок с удовольствием старается все делать сам.

Я, конечно, не отвечу на вопросы родителей о том, где взять время, энергию и даже средства на активную игровую деятельность с малышом? Скажу только, что экономия времени на воспитании ребенка в дошкольном детстве обходится дорого. В подростковом возрасте возможен полный разрыв с родителями…

Дети играют и играли всегда, во все времена и у всех народов. Недавно я с удовольствием перечитала книгу Г. Уэлльса «Игры на полу», перевод с англ. М., 1912 год. (книге почти сто лет, к сожалению, об авторе, кроме того, что он папа, играющий со своими детьми, ничего не знаю). Не удержусь от цитирования: «ЗАНЯТНЫЕ комнатные ИГРЫ возможны при наличии хорошего пола; дом, где нет пола, на котором дети могли бы играть, лишен необходимейшего условия детского благополучия… На таком полу легко устроить несчетное множество ВОСХИТИТЕЛЬНЫХ ИГР. Игры эти могут… подготовить почву к восприятию серьезных и возвышенных мыслей в дальнейшей жизни. Родина может много выиграть от Разумных ИГР своих будущих граждан…» И даже: «И если, благодаря мне, какой-нибудь родитель или дядя будет разумнее выбирать игрушки, то я смело скажу, что я жил не напрасно». Основной принцип автора: «… мы никогда не играем в ту же игру вторично – ни под каким видом… Сыграв в одну игру, уже не трудно придумать другую…» Эврика! Почти 100 лет назад умный папа знал, что играя с малышами осознанно и каждый раз по-новому, он воспитывает Творческую личность. Ключевое понятие и в наших играх с детьми – новизна. Все игровые действия связаны с функцией воображения – основой творческой деятельности. Не знаю лучшей технологии развития креативных способностей, чем ТРИЗ-РТВ (Теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения). Ее автор Г.С. Альтшуллер – известный ученый, изобретатель, писатель-фантаст считал, что развитие творческих способностей нужно начинать в дошкольном детстве в игровой форме. В конце 80-х годов, когда я работала заведующим Ленинским районо, преподаватели ТРИЗ-РТВ приезжали к нам в город, я водила их по детским садам, где они проводили веселые игровые занятия с детьми. Сейчас эти специалисты, авторы многих книг, успешно работают в США и других странах. Использование программы по ТРИЗ-РТВ уже одобрено для всех образовательных учреждений от детского сада до вуза. Работая директором ср. школы №75, я пригласила талантливого тризовца, Вадима Бахтина, и он проводил занятия с детьми в 5, 6 классах. Мы гордились, что наши детские изобретения принимали даже уважаемые шефы – «Приморрыбпром». Благодаря энтузиазму учителя труда И.Я. Боенко, и, конечно, ТРИЗ-РТВ, удалось открыть музей космоса, ведь наши школьные детские изобретения, модели космической техники, неоднократно побеждали на конкурсах во многих странах. Известный ныне художник С. Симаков оформил музей, на открытие приезжал дважды герой Советского союза космонавт В. Ляхов и другие уважаемые гости, которые оценили наш музей как уникальный. Я намеренно отвлеклась от основной темы, чтобы показать результат детского творчества.

Что же дает ТРИЗ-РТВ маленьким детям? У дошкольников вырабатываются умения классифицировать, систематизировать, преобразовывать объекты материального мира, формируются исследовательские навыки, развивается творческое воображение. В лавине информации, которая обрушится на них в школе и в вузе, они смогут учиться эффективнее за счет умения работать с ней определенными методами и приемами.

Т в о р ч е с т в о – это природный дар, заложенный в каждом малыше. Творческое начало надо бережно развивать с самого раннего возраста, ибо оно может быть подавлено уже к 5-6 годам. Творческий потенциал, который наследуется генетически, а также развивается в играх, проявляется в желании рисовать, лепить, строить, фантазировать, «сочинять истории», воспроизводить жизнь в предметных играх. Я думаю, что многие читали автобиографическую книгу «Путь предпринимателя» бизнесмена В. Довганя, который не блистал успехами в школе. Однако через все детство автора красной нитью проходит самозабвенное творчество – в играх, спорте. Любовь и терпение его мамы к своему нестандартному ребенку помогли преодолеть жизненные невзгоды. Как часто гиперактивных детей с повышенной познавательной активностью и с неуемным любопытством зачисляют в разряд «трудных», так как школьные предметы оказываются вне сферы их интересов. Но это тема детской одаренности, на ней сейчас я не останавливаюсь, это отдельный разговор…

…Увлекшись совсем недавно китайской литературой, я открыла в ней кладезь мудрых мыслей, в том числе и о воспитании ребенка. В одном из романов Лао Шэ нашла интересный обычай родительского программирования. Когда малышу исполнился годик, родители предложили ему на выбор предметы, символизирующие желанные им профессии: печать, писчие принадлежности. Но ребенок оставался равнодушен ко всем этим «ценным» вещам. А вот игрушку, протянутую слугой, выхватил с радостью. «Он хочет играть», – сказал слуга огорченным родителям.

Да, дети всегда готовы играть! Сейчас лето – чудесная пора для игр на природе, во дворе, на пляже. Каждый летний день для ребенка может стать праздничным, благодаря счастливому миру игры. Давайте чаще играть с нашими малышами, ведь для ребенка нет ничего важнее игры, ибо в самой природе детской Игры заложен потенциал Творчества!

Приглашаем родителей, бабушек и дедушек на тренинг «Час игры». Вы познакомитесь с концепцией раннего развития и обучения малышей, с возрастными особенностями детей от одного месяца до 7 лет. Узнаете, как развивать и обучать малыша через игры. Познакомитесь с развивающими играми Монтессори, Зайцева, Воскобовича, Никитиных и другими и научитесь играть во многие игры.

Ждем Вас! Тел. 44-02-84.



Добавить комментарий

Войти через соцсети