Вектор формирования сферы непрерывного образования государственных гражданских служащих
Одним из приоритетных направлений государственной политики Правительства Российской Федерации является концепция непрерывного образования взрослых. Реализация данной концепции, на наш взгляд, основана на расширении сферы непрерывного образования с помощью системы дополнительного профессионального образования (ДПО). В то же время само понятие дополнительного профессионального образования достаточно часто имеет размытые границы. Под ДПО понимается «непрерывное образование», «образование взрослых и детей», «профессиональная переподготовка и повышение квалификации кадров», «последипломное образование», «послевузовское образование». Тем не менее, на наш взгляд, основное предназначение ДПО необходимо рассматривать в контексте концепции непрерывного образования. В таком случае ДПО будет являться не простым добавлением к базовому профессиональному образованию, а частью образовательной деятельности, обеспечивающей переход на обучение, основанное на принципах непрерывности.
В органах государственной власти профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих являются необходимыми условиями их профессионального роста. В настоящее время наблюдается постоянный рост образовательного уровня государственных гражданских служащих, о чем свидетельствует практически 100% наличие у них высшего образования, что должно положительно сказываться на эффективности деятельности государственных гражданских служащих.
В то же время политика Губернатора Приморского края Миклушевского В.В., направленная на ротацию государственных гражданских служащих, связанную с заменой «возрастных» кадров на более «молодые», ставит перед служащими задачу приобретения новых профессиональных компетенций для воспроизводства кадрового потенциала и профессиональной индивидуализации. Однако необходимо учитывать, что для каждого уровня или ступени профессионального роста требуются особые компетенции. Так например, диагност должен обладать профессиональной интуицией, эксперт – технологиями профессиональной оценки, лидер – гибкостью профессионального мышления, стратегическим мышлением, мотивацией к развитию, готовностью к инновационному развитию и т.д.
Справиться с выполнением данных задач и приобрести новые компетенции, как было отмечено ранее, возможно с помощью дополнительного профессионального образования, основанного на инновационном подходе и развитии мотивации. В то же время, как показал анализ функционирования системы дополнительного профессионального образования гражданских служащих в Российской Федерации, наиболее устойчивые практики (модели) в системе обучения государственных служащих в развитых странах не в полной мере адаптированы при обучении государственных гражданских служащих РФ.
Одна из моделей, применяемая в мировой практике, – романо-германская (континентальная), которая в свою очередь подразделяется на открытую модель и модель должностного роста. Открытая модель допускает обучение принятых на государственную службу сторонних лиц, а модель должностного роста делает ставку на обучение кандидатов, включенных в резерв на замещение ими высших должностей. В отличие от континентальной модели, в Российской Федерации основная масса слушателей, получающих дополнительное профессиональное образование, является действующими государственными гражданскими служащими. При этом в зарубежных странах одним из основных подходов к профессиональному развитию государственных служащих является наличие закрепленных образовательных учреждений, аккредитованных для подготовки определенных категорий слушателей. Таким образом, чтобы растить профессионала – необходимо профессиональное сообщество – специализированные образовательные учреждения с определенным накопленным опытом и новаторскими идеями.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в Приморском филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС) ведется в соответствии с приоритетными направлениями дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих на 2015 год, согласованными с Администрацией Президента Российской Федерации и связанными с развитием системы государственной службы Российской Федерации, на основе современных кадровых, информационных и управленческих технологий; государственной политикой в области противодействия коррупции; повышением эффективности предоставления органами исполнительной власти государственных услуг; внедрением информационных технологий в государственное управление и прочими направлениями.
В то же время достаточно часто государственные гражданские служащие приходят обучаться по дополнительной профессиональной программе профессиональной переподготовки, имея непрофильное базовое образование. В Приморском филиале РАНХиГС для осуществления обучения по модульному принципу с учетом индивидуальных потребностей слушателей проводится входное тестирование, с помощью которого выявляются имеющиеся у слушателя компетенции и компетенции, которые он планирует приобрести в результате обучения.
Продолжение следует