Успешные стратегии в восточных боевых искусствах

Деятельностный подход в изучении человеческих отношений привел автора в Приморскую федерацию «Тхек вон до». Это позволило собрать поистине драгоценный аналитический материал, основанный на наблюдениях за спортсменами разных возрастных групп.

Научно-аналитическая работа, проведенная при активной поддержке президента федерации Кан В.В., выявила устойчивые закономерности при достижении положительных результатов в тренировочном и, как следствие, в соревновательном процессах. Первые результаты работы представлены в данной статье.

В силу слабой психосоматической практики тренеры часто неэффективное поведение спортсмена принимают за его личные особенности характера, и поэтому даже не попытаются его исправить. Например: вспыльчивость, агрессия, неуверенность. Однако, если внимательно посмотреть на проблему, то выясняется, что природа неэффективного поведения изначально находится в прошлом, в его реакциях на психофизиологические состояния, как правило, в юном возрасте. Это, в свою очередь, влияет на рост достижений спортсмена в соревнованиях.

Возникает вопрос – а можно ли тренерам найти и освоить доступную, практичную технологию, которой сможет самостоятельно воспользоваться спортсмен или тренер для повышения эффективности результатов? Оказывается можно, и это называется «изменение траектории рефлекторной дуги». Впервые над этой проблемой задумался выдающийся русский психофизиолог И.П. Павлов. И только сегодня, на основании описанных им исследований, современные исследователи стали изучать процесс и искать практическое применение особенностей человеческой психики.

Дальше всех в изучении рефлексии продвинулись специалисты по спортивному НЛП. У них даже появился термин «установка якоря», который представляет собой процесс изучения стимула, влияющего на реакцию (состояние, переживание) человека. Основным элементом прогресса является желание эффективного изменения негативных якорей, неэффективных состояний, влияющих на поведение.

Как это происходит на практике?

На самом деле все достаточно просто.

Во-первых, в результате подробного анализа поведения спортсмена за достаточный период тренировочной деятельности выявляется негативное состояние спортсмена, приведшее к той или иной реакции. Затем из метапозиции рассматривается ситуация и моделируются новые реакции. Причем состояние и поведение во время анализа являются звеньями одной неразрывной цепочки «стимул – реакция». Поэтому, анализируя неэффективное поведение, обращают внимание на сопровождающие его состояния.

К примеру, спортсмен в процессе тренировки, соревнований, спаррингов терял самообладание. Следует зафиксировать, в каких ситуациях это произошло: неудачно сказанные слова в его адрес, неожиданная смена партнера в спарринге и так далее. Здесь очень важно выявить общую для всех «воздействий» повторяющуюся реакцию: агрессию, избегание, обиду.

Другой пример – у спортсмена в спаррингах с определенной группой партнеров появляется апатия или пассивность, что приводит к неудовлетворительным результатам. У спортсменов и тренеров есть даже термин – «медленно нагревается», и тренеры начинают приспосабливаться к ситуации, менять темпы тренировок, ожидать, что спортсмен скоро «разогреется» и тогда «всем покажет», на что способен.

Но при психофизиологическом анализе выясняется, что такое поведение – это просто неспособность спортсмена сконцентрироваться на определенном сопернике.

Другой пример – когда спортсмен после нанесения удара в ближнем бою не доводил его до логического конца и тем самым «отдавал» победу сопернику.

Как правило, анализ ситуации приводит к выявлению подобных ситуаций и в других жизненно важных контекстах – в отношениях в семье, в учебе, в других, так сказать, бытовых условиях, где спортсмен последние шаги перед финишем оставлял незавершенными, переставал контролировать результат или передавал ответственность партнеру по отношениям.

Какие же стратегии нужно применять в этих трех случаях, чтобы доводить результаты до положительных значений?

Самое важное в работе с негативными якорями – это найти триггер, т.е. внешний стимул, запускающий определенное состояние или поведение спортсмена.

Так, например, в первом случае это было внешнее изменение ситуации – неожиданность, которая вызывала ощущение дискомфорта, отсутствие контроля, и в дальнейшем влияла на проявление агрессии.

Во втором случае нужно найти положительный триггер, который запустит рабочее состояние в третьем бою и отрицательный триггер состояния неготовности к схватке в первых встречах.

В третьем случае триггером у спортсмена являлось появление ощущения приближающегося финиша, завершения дела. Даже при внутренней установке к победе у спортсмена появлялись ошибки.

Далее в работе со спортсменами нужно выявить варианты состояний, которые хотелось бы «заякорить».

Например, спортсменам предлагается найти те состояния, которые они хотели бы проявлять в аналогичных ситуациях. Вариантов могло быть один или несколько. Далее проводится процедура «прерывания запоминания» якорей, а затем «якорение» желаемых реакций.

Интересно, что в результате работы автора со спортсменами и бизнесменами стратегии успешности были очень похожими, что дало право на вывод о возможности применения методики «якорения» в бизнесе.

В следующем номере будет рассмотрена методика «Успешных бизнес-стратегий», причем автор планирует предложить читателям пошаговые процедуры, позволяющие добиваться необходимых результатов не варварской методикой «кнут и пряник», а мягкой, но очень продвинутой методикой «моделирования эффективного поведения».



Добавить комментарий

Войти через соцсети