КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ДВГТУ
Владивосток, ул. Пушкинская, 10, тел. кафедры: 26-08-30, доп. 316,
e-mail: nik_ter@mail. primorye.ru
Кафедра социологии и социальной работы ИЭУ ДВГТУ образована в 1992 году и осуществляет социологическую подготовку на всех специальностях ДВГТУ, а также подготовку специалистов, бакалавров и магистров по специальности и направлению «Социальная работа».
Профессорско-преподавательский состав кафедры – 19 человек, из которых один профессор и семь доцентов.
На кафедре действует аспирантура, имеется Совет по защите кандидатских диссертаций по двум социологическим специальностям. Руководят аспирантами зав. кафедрой, к.и.н., доцент Кузина И.Г., профессор к.ф.н. Залунин В.И., доценты Ковтун Г.С., Сверкунова Т.Н., Добрюк К.И., Приходько В.А.
Основные направления научных исследований:
- Теоретическая модель трансформирующегося российского общества.
- Проблема социальной адаптации населения в переходные периоды жизни общества.
- Совершенствование организационных структур управления в социальной сфере.
- Проблема массового сознания в российском обществе.
Сотрудниками кафедры за последние годы изданы и подготовлены к изданию крупные учебные пособия:
- Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы.
- Залунин В.И. Социальная экология.
- Кузина И.Г., Осмачко Н.В. и др. Социология и социальная работа.
Социально-технологические ресурсы становления единого образовательного пространства
Современный мир характеризуется глубокими общественными трансформациями объективного характера. Они находят свое выражение в процессе глобализации, который означает всеобъемлющую интеграцию и становление целостного социума как метаобщности. Это явление неизбежно распространяется и на сферу образования. Глобализация несет за собой расширение средств и каналов обучения, разнообразие аудиовизуальных технических возможностей восприятия действительности, обращение к виртуальным компьютерным мирам.
В настоящее время каждый потенциально может владеть всеми знаниями, накопленными человечеством. Для этого необходимо создание единого образовательного пространства. Социально-технологический потенциал организации этого пространства включает информационную и человеческую составляющие, которые тесно взаимосвязаны.
Известно, что использование информационных технологий ускоряет коммуникационные процессы в образовательной сфере. Увеличивается объем информации, циркулирующей между людьми, все большее их число получает доступ к наращиваемому знанию. Формируется мировая коммуникационная сеть, с помощью которой современные общества сохраняют, воспроизводят и расширяют информационное поле.
Внедрение и интеграция России в международное информационное пространство сопряжено с преодолением значительных трудностей. Закон РФ “Об образовании”, Постановление Правительства РФ от 04.10.2000 г. “О национальной доктрине образования в РФ” и другие федеральные нормативные акты большое внимание уделяют общекультурному, общезначимому характеру образования, которое должно быть основано на целостном миропонимании и системной информационно-технической базе. Однако в ходе шокового варианта проведения экономических и социальных реформ в России произошел разрыв целостности образовательной среды. Ситуация осложнилась ослаблением организационной функции государства в обеспечении жизнедеятельности системы образования, неполной включенностью в ее развитие возможностей регионов, профессиональных групп, личности, накопленных в обществе в течение ХХ века.
В настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.2001 г. утвержден Паспорт федеральной целевой программы “Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)”. Цель программы – создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
- единство образовательного пространства на всей территории страны;
- повышение качества образования во всех регионах России;
- сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
- создание условий для предоставления российских образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Глобальные технологии формирования информационной среды предполагают разнообразие ее локальных (национальных, региональных и пр.) форм. К содержанию информационных ресурсов регионов России предъявляется ряд требований, выполнение которых способствует балансу экономического и социально-культурного развития территорий. Они должны дать возможность:
- обеспечить доступность получения качественных образовательных услуг всеми желающими на основе совершенствования существующих образовательных технологий;
- реализовать обмен знаниями в рамках центров коллективного пользования образовательными, научными и инновационными ресурсами на базе постоянного мониторинга качества поставляемой информации;
- создать базы данных, распределенные на региональном уровне, на основе центров новых информационных технологий, которые смогут обеспечить открытый доступ к накопленной информации с помощью мультимедийных и дистанционных технологий;
- обеспечить приоритетное развитие геоинформационных систем для мониторинга региональных систем образования, позволяющих осуществлять оперативный анализ информационных потоков образовательной системы, оценку качества обучения, прогнозирование, принятие решений в кризисных ситуациях, а также формализацию и автоматизацию при адаптации региональных образовательных программ к текущим потребностям рыночных механизмов.
Вместе с тем информационные ресурсы явятся фактором формирования единого образовательного пространства, если создание соответствующей современным требованиям инфраструктуры будет сопровождаться трансформацией прежних идеалов и целей образования, представлений о нем в обществе. В первую очередь это затрагивает ценности личности, ее нормы жизнедеятельности. В современном контексте обучение перестает рассматриваться как пассивный процесс, оно все более становится активным, целевым. Увеличивается количество альтернатив, касающихся жизненных стилей в образовательной среде.
В этой связи все большее значение приобретает реализация созданной в ХХ веке Концепции интегрального образования, которая строится на идее непрерывного образования в течение всей жизни человека.
Интегральная образовательная модель ориентирует на целостность и инициацию личности и на консолидацию социальных институтов (школ, семей, профессиональных общностей) в направлении приобретения высококачественного образования. С их помощью институт образования сможет осуществить одну из важнейших своих функций – приблизить обучение к требованиям современной жизни, способствовать адаптации молодого человека к профессиональной деятельности. О возрастании интереса к обучению свидетельствуют показатели, представленные в таблице 1.
Система высшего образования России объединяет 621 государственное и 387 негосударственных вузов, в которых обучается 4,7 млн человек. После относительного спада в середине 90-х годов число студентов ежегодно растет. В 2002 году число студентов на 10 000 человек населения составило 376 человек, что значительно выше, чем соответствующий показатель 1995 года – 189 студентов на 10 000 населения. Вузы России готовят специалистов более чем по 350 специальностям (среди них отметившие лишь десятилетие со дня основания – “связь с общественностью”, “социальная работа”, “антикризисное управление” и др.) Преподавательский состав государственных вузов включает 265 тыс.чел., из которых 60% – специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). В негосударственных вузах занято более 42 тыс. преподавателей.
В целом по России с 1995 года число студентов увеличилось в 2 раза, в Приморском крае – почти в 2 раза, что свидетельствует о сходных тенденциях в сфере образования как в национальном, так и в региональном масштабе. Необходимо отметить, что значительно увеличилась численность студентов негосударственных вузов по сравнению с 1995 годом: по России на 494 тыс.чел (в 3,5 раза), в Приморском крае на 1,8 тыс.чел (в 4,5 раза). Однако доля студентов негосударственных вузов остается небольшой: по России – 11,6 %, в Приморском крае – 2,9 %. Таким образом, можно утверждать, что в Приморском крае развивается в основном государственное образование.
На формирование требований в системе образования оказывает влияние фактор избытка или нехватки кадров определенных профессий.
Высшее образование – это долгосрочные инвестиции с участием множества лиц, получающих определенную пользу, следовательно, должны учитываться интересы отдельных отраслей производства и конкретных компаний.
По всем отраслям наблюдается тенденция к увеличению численности студентов. Но по сравнению с 1995/96 годом к 2000/01 году доля выпускников вузов несколько изменилась; например, уменьшилась в отрасли сельского хозяйства на 1,34%; машиностроения – на 1,2%; транспорта и связи – на 0,51%. В то же время она увеличилась в отрасли экономики и права – на 3,02%; в отрасли информатики и вычислительной техники; образования – на 0,94%, что свидетельствует о возрастании внимания общества к социальным и гуманитарным сферам, информатизации социального пространства.
На конечный результат – востребованность знаний выпускников на рынке труда – ориентируются и сами вузы. Сегодня каждый вуз выступает в роли поставщика и имеет пять основных групп заинтересованных лиц: потребители продуктов и услуг данной организации; поставщики абитуриентов; персонал вуза; вышестоящие организации; социальная инфраструктура.
Это ставит перед высшей школой новые задачи в области учебной деятельности, призывает задействовать современные образовательные структуры и программы. Большое значение приобретает осмысление необходимых профессиональных, психологических характеристик будущих специалистов в их совокупности и развитии. Главными критериями успешного овладения навыками будущей специальности становятся профессиональный, инновационный и критерий саморазвития. Прежде всего качество образования зависит от характеристик профессионального сознания, определяющих способность специалиста успешно осуществлять профессиональную деятельность. Кроме того, важны новые способы воспроизводства и совершенствования своих знаний и умений в соответствии с требованиями качественно иных общественных отношений. Самым же основным становится обучение технологии самостоятельного творческого поиска, помощь в организации самостоятельного процесса познания, обучение методике работы с источниками развития интеллектуального потенциала, обеспечивающими свободное развитие личности.
Е.М. Царикова, И.Г. Кузина