Прикладной и международный бакалавриат

Болонский процесс призван улучшить функционирование международной образовательной системы, и присоединение к нему России раскрывает большие возможности перед учебными заведениями, которые воплощают в жизнь основные принципы декларации: ввести двухуровневую систему обучения, расширить мобильность и сотрудничество, обмен студентами.

С осени 2010 г. многие средние специальные учебные заведения (ссузы) и вузы по всей стране включились в эксперимент по введению прикладного бакалавриата.

Конкурсный отбор учреждений среднего профессионального и высшего образования для участия в эксперименте по созданию прикладного бакалавриата был объявлен министерством образования и науки России год назад. Конкурс был объявлен открытым. Участниками конкурса могли быть образовательные учреждения среднего профессионального образования и высшие учебные заведения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и свидетельство о государственной аккредитации.

Эксперимент очень важен. Бакалавр, подготовленный вузом, может долго адаптироваться к производству ввиду теоретического характера подготовки. Производителю продукции новой формации, даже прошедшему в ссузе глубокую, ориентированную на практику подготовку, зачастую не хватает знаний, когда он встречается со сложнейшим оборудованием и технологиями.

Программы прикладного бакалавриата направлены на четырёхлетнюю подготовку новых специалистов, сочетающих практическую подготовку выпускников средних специальных учебных заведений и теоретическую основательность вузовских бакалавров. Причём это уже высшее образование, открывающее большие перспективы. Это один из путей, который приближает наше среднее профессиональное образование к западному. В рамках эксперимента c вузами заключается договор. На последнем году обучения некоторые дисциплины у студентов среднего профессионального учебного заведения будут вести преподаватели высшего учебного заведения. Итоговая аттестация прикладных бакалавров будет производиться совместными аттестационными комиссиями. И поэтому бакалавриат является высшим образованием.

Сокращение сроков обучения – это его преимущество. Теряя в годах, бакалавры приобретают больше самостоятельности: вместо прохождения всех предметов (нужных и не очень) в образовательной программе у будущих бакалавров существуют дисциплины по выбору – студент сам решает, что ему нужно учить, а что нет. Кроме этого, имея диплом бакалавра, высококвалифицированный выпускник может устроиться на работу и за рубежом.

Бакалавры могут продолжить обучение в магистратуре, чтобы получить высшую академическую степень, т.к. степень бакалавра является начальной академической, или сразу заняться научной деятельностью. Эксперимент проводится с целью апробации образовательных программ прикладного бакалавриата, более продуктивного контакта с работодателями, повышения качества и эффективности профессионального образования в соответствии с потребностями общества, увеличения конкурентоспособности выпускников.

В программе прикладного бакалавриата объём практической подготовки студента составляет не менее 50% от общего отведённого времени, причём производственная практика должна проводиться в учреждениях и организациях работодателей, в рамках модулей при освоении студентами основных видов своей будущей профессиональной деятельности. Сегодня модернизируемым предприятиям страны не хватает высококвалифицированных специалистов, которым работодатель готов платить высокие зарплаты. Поэтому тот, кто учится или собирается учиться по программам прикладного бакалавриата, получит диплом о высшем образовании, востребованную на российском и зарубежном рынке труда профессию, что сделает их уникальными специалистами, что гораздо важнее сегодня, чем просто среднее и высшее профессиональное образование.

Победители конкурса расположены во многих регионах нашей России, что важно не только для развития региональных рынков труда, но и пропагандирует опыт взаимодействия образовательных учреждений с инновационными предприятиями и учреждениями.

Приём на обучение по программам прикладного бакалавриата осуществляется по заявлениям лиц, имеющих среднее (полное) общее образование. Контрольные цифры устанавливаются в соответствии с государственным заказом на подготовку специалистов. Программа бакалавриата является основной профессиональной с нормативным сроком освоения 4 года. И это обеспечивает профессиональную практико-ориентированную подготовку, характерную для среднего профессионального образования, а также профессиональную теоретическую подготовку, характерную для высшего образования.

Выпускники, завершившие освоение вышеуказанной программы, проходят государственную (итоговую) аттестацию и получают дипломы БАКАЛАВРА.

Кроме того, в России имеется программа Международного бакалавриата, которая уже давно реализуется в регионах. Эта уникальная школьная программа позволяет получить образование, которое в более ста зарубежных странах считается эквивалентным национальному.

Срок обучения по этой программе – два года, она имеет два уровня: Стандартный (Standard Level -150 часов) и Высший (Higher Level – 240 часов).

На данный момент членами организации являются немногие российские образовательные учреждения. В ФЗ «Об Образовании» указано, что российские школьники имеют право сдавать экзамены на соискание диплома IB (International baccalaureate) в конце 11-го класса. После окончания данной программы можно поступать практически в любое учебное заведение в любой стране мира без вступительных экзаменов. Диплом объективен, так как кроме итоговой аттестации внутри учебного заведения, знания оцениваются зарубежными экзаменаторами Единого экзаменационного Центра за рубежом.

Студенты, оканчивающие колледж или университет, получают ученую степень бакалавра. Если студент изучал главным образом гуманитарные науки, он получает степень бакалавра гуманитарных наук. Тот же, кто посвятил себя прочим наукам, становится бакалавром естественных наук. Многие не останавливаются на достигнутом и продолжают учиться дальше.



Добавить комментарий

Войти через соцсети