Образование завтрашнего дня
Вызовы нового времени диктуют и новые требования к обучению подрастающего поколения, которое будет жить и работать уже в совершенно другом мире. Какими методами и инструментами необходимо культивировать у детей стремление сделать его лучше и как сегодняшним школьникам можно получить ключи от действительно востребованных и актуальных профессий в будущем, в интервью «КД» рассказала директор МАУ ДО «Центринформ» г. Владивостока Елена Машкова.
– Елена Викторовна, с какого времени ведет отсчет деятельность вашего учреждения, с чего все начиналось?
– В конце 80-х годов, когда в школах только начинали преподавать информатику, а компьютеры можно было по пальцам пересчитать, исполком Советского района принял решение организовать центр информатики и вычислительной техники. Это была народная стройка, которую можно назвать социальным заказом: в ней участвовали предприятия района. Власти поставили цель, чтобы дети приобретали компьютерную грамотность не в теории, а на практике. Я, как представитель партийных органов, специально ездила в Москву, чтобы решить этот вопрос в юридическом поле на высшем уровне, т.к. подобных учреждений в стране еще не было. Мы стали пионерами и первопроходцами, о чем сегодня мало кто помнит. Я заручилась поддержкой и прошла согласование пяти министерств, и в итоге 15 марта 1989 года центр принял первых учащихся, мне предложили его возглавить, и с этой даты начинается его замечательная 31-летняя история.
– Какие значимые и ключевые этапы пришлось пройти на этом долгом пути?
– Мы сразу сделали ставку на углубленное изучение информационных технологий, и данное направление оставалось ведущим и приоритетным на всех этапах. В какой-то момент стало актуальным преподавание основ прикладной экономики, и в течение многих лет школьники изучали также и их. Сразу хочу сказать, что для учащихся занятия были бесплатными – договор заключался со школами, и наши услуги оплачивал муниципалитет, а результат превзошел все ожидания. Мы всегда старались идти в ногу со временем и быть на острие современных образовательных технологий. Были межшкольным учебным комбинатом, затем, после очередной волны реформирования, вошли в структуру дополнительного образования. Это потребовало существенного расширения спектра образовательных услуг, и наряду с IT мы начали предлагать актуальные языковые программы, рисование, прикладное творчество. Позже перешли в режим автономного плавания, статус МАУ позволил выйти за рамки муниципального заказа и еще больше расширить перечень услуг, выделить платные кружки в отдельное направление деятельности.
– Из чего сегодня могут выбрать родители по данному направлению?
– В рамках внебюджетной деятельности это такие кружки, как «Игровое программирование», «Виртуальная и дополненная реальность», «Интерактивный английский», «Клуб разговорного английского языка» и ряд других. За последние три года учреждение полностью обновило перечень платных услуг и привело его в соответствие с развитием цифровых технология страны, запросами социума и «Атласом новых профессий XXI века».
– Расскажите об участии в грантовых проектах – каких успехов удалось достичь на этом поприще?
– В 2018 году мы выиграли грант администрации Владивостока: наш проект «Новая модель мотивации подростков к выбору инженерных профессий» занял первое место. В том же году мы вошли в состав делегации от Приморского края на Всероссийской форуме «Наставник», получили статус пилотной площадки Приморского краевого института развития образования в рамках проекта «Образовательные технологии нового поколения», стали базовым партнером вектора «Цифровизация образования» педагогического кластера г. Владивостока. И через год победили уже в региональном конкурсе на предоставление губернаторских грантов из краевого бюджета с проектом «Лаборатория виртуальной и дополненной реальности как модель открытого образовательного пространства», представив действующую модель лаборатории VR/AR. Важно, что сотрудники центра на часть средств от гранта прошли дополнительное обучение, получили дипломы педагогов-проектировщиков, а этапы создания лаборатории легли в основу учебно-методического пособия для коллег.
– А ситуация с коронавирусом внесла коррективы в вашу работу, стала катализатором для новых прогрессивных идей и актуальных проектов?
– Да, новые вызовы времени потребовали мобилизации внутренних ресурсов и внедрения новых образовательных форматов, отвечающих современным условиям. В частности, под очередной грант городской администрации мы подготовили проект дистанционного онлайн-лагеря «Инфогород». Первая смена уже закончилась, родители и сами дети высоко оценили его работу, они не только интересно отдохнули, но и получили полезные профессиональные навыки. Мы нацелены на то, чтобы по-настоящему увлечь ребенка, гармонично и разносторонне развить его личность, раскрыть творческий потенциал, выявить склонности к тому или иному роду деятельности и вручить ключи от профессии, которая абсолютно точно будет востребована в ближайшей перспективе.