Интеграция России в Европейское пространство высшего образования
Лиссабонская конвенция «О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе» была подписана 11.04.1997 в столице Португалии и вступила в силу для Российской Федерации 01.07.2000 после ратификации Федеральным Собранием.
Конвенция не предполагала автоматического взаимного признания дипломов странами-участницами, но создавала возможности для обладателя диплома потребовать бесплатной оценки своей квалификации «соответствующими органами».
С целью создания и развития Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) были проведены встречи министров образования, европейских вузов и образовательных организаций в Париже (Сорбонна, 1998 год), Болонье (1999), Саламанке и Праге (2001), Берлине (2003), Бергене (2005), Лондоне (2007), Лёвене (2009), Будапеште и Вене (2010), Бухаресте (2012). Следующие конференции министров ЕВПО намечены в Ереване в 2015 году, а затем в 2018 и 2020 годах.
В связи с принятием совместного заявления европейских министров образования «The European Higher Education Area. The Bologna Declaration of 19 June 1999» работа по созданию ЕВПО именуется «Болонским процессом».
Россия подписала Болонскую декларацию в 2003 году, и к настоящему времени созданы определенные условия для реализации принципов «Болонского процесса», в том числе связанные с совершенствованием нормативно-правовой базы.
Участие России в данном процессе отражено в приказе Минобрнауки РФ от 15.02.2005 «О реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации», постановлении Правительства РФ от 23.12.2005 №803 «О федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы», распоряжении Правительства РФ от 25.08.2008 №1244-р, которым утверждена «Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы», и других документах.
С 1993 года в России внедряется система двухуровневого высшего образования, предусматривающая подготовку специалистов с квалификацией «бакалавр» и «магистр» и основанная в настоящее время на федеральных государственных стандартах (ФГОС) высшего профессионального образования, которые вводят систему зачетных единиц трудоемкости освоения образовательных программ, что соответствует положениям «Болонской декларации».
Обеспечение сопоставимости дипломов о высшем профессиональном образовании с целью трудоустройства граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования реализуется в России на основе нормативно-правовых актов, предусматривающих международное признание документов об образовании, определенные требования к этим документам и приложениям.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года также намечены пути внедрения положений Болонской декларации об образовательных кредитах в качестве средства поддержки студенческой мобильности.
Правовые нормы Российской Федерации в сфере образования, принципы Болонского процесса, идеология открытого образования реализуются в НОУ ВПО «Открытый институт», в котором основные образовательные программы базируются на ФГОС подготовки бакалавров.
Прием в НОУ ВПО «Открытый институт» производится не только на первый курс, но и на второй и последующие курсы для лиц, имеющих диплом государственного образца о неполном высшем профессиональном образовании, академическую справку установленного образца или документ государственного образца о высшем профессиональном образовании, что соответствует принципу учета достижений обучающихся на предыдущих этапах обучения и в других образовательных учреждениях.
Абитуриент может подать документы на поступление в институт в г. Владивостоке или в одном из представительств вуза в городах Арсеньеве, Артёме, Большом Камне, Дальнегорске, Дальнереченске, Лесозаводске, Находке, Спасске, Уссурийске, Фокино, в п. Славянка.
Получение образования осуществляется в заочной форме с использованием дистанционных технологий, что также способствует студенческой мобильности.
В процессе обучения используются электронные образовательные ресурсы и технологии. Освоив одну дисциплину, обучающийся может перейти к следующей, некоторые дисциплины допускается изучать параллельно. Этап обучения завершается автоматизированным контролем уровня подготовки, по итогам которого тестирующая программа выдает результат тестирования, направляемый в учебный отдел для подтверждения успешной сдачи зачета или экзамена.
Ученым советом НОУ ВПО «Открытый институт» может быть принято решение о сокращении срока обучения лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование различных ступеней, а также лиц, способных освоить в полном объеме основную программу профессионального образования за более короткий срок.
После защиты выпускной квалификационной работы выпускники НОУ ВПО «Открытый институт» получают диплом о высшем профессиональном образовании государственного образца, поскольку вуз имеет государственную аккредитацию.
Обучение в течение всей жизни является существенным элементом Европейского пространства высшего образования, и эта стратегия должна способствовать обеспечению конкурентоспособности, использованию новых образовательных технологий, улучшению социального единства, обеспечению равных возможностей и качества жизни.