ДВГУ будет готовить теологов и религиоведов

В прошлом году на факультете истории и философии Дальневосточного государственного университета было открыто отделение теологии и религиоведения.

Сегодня мы беседуем с преподавателями отделения – кандидатом философских наук, доцентом Анной Владимировной Здор и священником Ростиславом Морозом, который является доцентом данной кафедры.

Вопрос: Не противоречит ли открытие данных специальностей светскому характеру образования?

О. Ростислав Мороз: Нисколько. К сожалению, мы часто ошибочно отождествляем понятия “светский” и “атеистический”, но для такого отождествления нет никаких оснований. “Светский” значит “неклерикальный”, “нецерковный”, то есть в светском учебном заведении не готовят служителей религиозного культа. Но это совсем не означает, что светское образование должно быть обязательно атеистическим.

А.В. Здор: Недавно нам довелось побывать на конференции “Христианство и образование”, которая проходила в Москве. Организаторами ее были Министерство образования Российской Федерации и Фонд христианской культуры “Добро”. Выступавший на конференции Президент Российской Академии образования Н.Д. Никандров подчеркивал, что провозглашаемая статьей 28 Конституции Российской Федерации свобода совести распространяется не только на атеистов, но и на верующих, причем человек имеет право придерживаться религиозных убеждений, действовать в соответствии с ними и распространять их в любое время и в любом месте – в том числе и в учебном заведении. Безусловно, это не означает, что в учебном процессе на нашем отделении не будет представлена и позиция тех, кто придерживается атеистического мировоззрения. Однако адекватное представление о религии способны дать те, кто имеет реальный духовный опыт. Поэтому помимо высококвалифицированных преподавателей ДВГУ для работы на новом отделении университет пригласил и представителей Владивостокской епархии, имеющих специальное образование.

Вопрос: На вашем отделении готовят по двум специальностям – теологии и религиоведению. В чем разница между ними?

А.В. Здор: Специальность “теология”/богословие/ предполагает углубленное изучение специальных богословских дисциплин – догматического, сравнительного, нравственного богословия, экзегетики /толкования священных текстов/, литургики /богослужения/, апологетики, патристики /святоотеческой литературы/, церковного права. При обучении специальности “религиоведение” делают больший акцент на исторических и социологических аспектах религии, на проблемах религиозной философии.

Вопрос: Какое место отводится в учебном процессе изучению православной традиции?

О. Ростислав Мороз: В курсе истории религий представлен весь спектр религиозных традиций. Большое значение мы придаем знакомству наших студентов с религиозными и философскими системами Востока, что обусловлено географическим положением Приморья. Но особое внимание мы намерены уделять православию, поскольку для России это не просто одна из традиционных, но и культуроформирующая конфессия. Не зная православной духовной традиции, бессмысленно пытаться понять отечественную философию, литературу, живопись, музыку, невозможно объяснить особенности национальной истории и национального менталитета. Православием определяются не только наша история, но и наше настоящее и будущее. По данным различных социологических исследований, от 60 до 80 % наших соотечественников называют себя православными или православно ориентированными. Достаточно зайти в любой православный храм, чтобы убедиться, что сегодня значительную долю его прихожан составляют уже не традиционные “бабушки”, а молодежь, причем в последние годы к православию активно потянулась интеллигенция.

А.В. Здор: У этой проблемы есть еще один важный аспект. Без религиозной составляющей не может быть полным ни гражданское, ни патриотическое воспитание. Один ученый специально проанализировал гимны 50 наиболее развитых стран мира, и в 40 из них в той или иной форме присутствовала идея Бога. Сегодня очень многие говорят о том, что предпринимавшиеся в перестроечные и постперестроечные годы попытки создания некоей новой национальной идеи окончились крахом. Теперь все большее число людей осознает, что у нас нет необходимости изобретать нечто абсолютно новое – именно потому, что у нас есть богатейшая духовная традиция, которая веками служила скрепой отечественной культуры и государственности, питала патриотические чувства россиян. Причем, характерной чертой православия является веротерпимость, абсолютный запрет на навязывание своей веры. Сегодня, когда в вузах России начинают преподавать богословие, речь идет о том, что возможно от-крытие богословских факультетов с ориентацией на различные традиционные для России конфессии – в зависимости от местоположения данного региона и религиозной ориентации большинства населения. Скажем, в Татарстане естественно ожидать развития мусульманского богословия, а в Бурятии или Калмыкии – углубленного изучения буддизма. Мы же живем на самом рубеже России, для нас особенно важно подготовить патриотически настроенных людей, способных стать связующим звеном между православной духовной традицией и современным российским обществом. Без обращения к основам отечественной культуры невозможен ни выход из того нравственного тупика, в котором мы сегодня оказались, ни возрождение российской государственности. Мы очень надеемся, что студентами отделения теологии и религиоведения станут серьезные, думающие, не равнодушные к судьбам России люди.



Добавить комментарий

Войти через соцсети