Антиподы мы…

«Устный счет», Н. Богданов-Бельский, 1896 г.

«Устный счет», Н. Богданов-Бельский, 1896 г.

После того как Байден публично назвал В. Путина убийцей, ситуация в экономике в очередной раз стала резко меняться. Аннигиляция либерализма в политике произошла тихо и зловеще.

Первый явный звонок В. Путину прозвенел во время Саммита G-20 в 2014 г. в австралийском городе Брисбен. Визит президента проходил на фоне практически личных оскорблений от всех участников саммита. Он уважать себя заставил ускоренным развитием ВПК. Второй несомненной победой России является опережение создания вакцин против ковида. С позиций экономики можно сказать, что процесс улучшения дел за этот период шел только благодаря «ручным» методам управления. Сейчас происходят попытки массовой дискредитации российских вакцин. Но это все политика. Сегодня наступление на Россию идет по всем экономическим направлениям. В качестве ответа потребуется коренная ломка сложившейся системы и методов управления экономикой страны. Иначе «рук не хватит».

Джо Байден, как продолжатель дела Б. Обамы, будет так же рвать экономику России. Следовательно, упорное продолжение либеральной политики лидерами нашей страны будет убийством собственной экономики. В. Путин оказался в ситуации вынужденной ликвидации либерализма в экономике. Даже если исходить из чувства личного самосохранения и не ставить задачу сохранения нации.

Министр иностранных дел РФ С. Лавров отметил формирование фейковой и даже фриковой дипломатии. Это создание «облака недоверия» вокруг России вообще, вне зависимости от вида внешней активности, формирование образа «глупого русского». Что для нас это означает? Только то, что возникает новый «железно-гофрированный занавес», отсекающий Россию от зарубежных технологий. Занавес, который, мягко колыхаясь, фактически формирует у тех, кто работает с нашей страной, имидж русских как несерьезных людей. Это означает в перспективе мягкий отказ практически всех сателлитов США от взаимодействия и постепенное сокращение научно-технического сотрудничества. Что предопределяет будущее техническое отставание России.

Только реальное развитие России (рост ее эффективности) прекратит эту вакханалию и по пути может спасти имидж нашего президента. А это потребует существенного пересмотра системы менеджмента. Я уже приводил статистику по снижению финансирования науки в РФ. Но это часть проблемы. Нужна системная работа по формированию технократического управления обществом.

В одной из предыдущих статей я ставил вопрос и о формировании меритократии, а не демократии в России. Итоги развития демократии у нас, как и в мире, показали ее результат – серость в управлении. Возникла массовая некомпетентность так называемой элиты во многих странах.

Нынешняя элита России, которая получила свое богатство не благодаря упорному труду и собственным интеллектуальным усилиям, а в результате переворота, также не в состоянии оценить важность общественного интеллекта. Конечно, есть и у нее где-то купленные дипломы и ученые звания.

Экономический прогресс есть реализация цепочки повышения интеллекта нации: образование – наука – производство – благосостояние народа. И начать нужно с технического образования – основы развития экономики. По свидетельству директора НИИ системных исследований РАН академика В. Бетелина, на направление «Ядерная энергетика» в МГТУ имени Баумана в прошлом году поступили абитуриенты со 176 баллами, то есть средний балл за ЕГЭ по математике, физике и русскому языку у нынешних первокурсников равен 58. На «Самолетостроение» в МАИ пришли люди со средним баллом 47. Страшновато осознавать, что эти троечники натворят в этих отраслях.

«В целом по стране на мехмат и физтех в стране поступили всего 205 человек с настоящими пятерками и 1400 с полноценными четверками по математике. 80% абитуриентов необучаемы».

А вот тут стоп. Шутки в сторону – 80% необучаемы! Это, на первый взгляд, хорошо для власти. В условиях «демократии» ими удобно управлять. Но управление этими людьми легко и перехватить. Тогда они становятся ярыми революционерами. Для которых «гнилая интеллигенция» – первый и лакомый кусок «жертв какой-нибудь революции». Вспомним историю России столетней давности. Или не очень давнюю историю Южной Африки. Да и сейчас в США создается специальная «черная математика». Где число Пи равно 4. Такие люди даже не могут осознать ценность интеллекта как способности воспринимать и перерабатывать информацию.

Учеба и демократия (как свобода) – антиподы. Учеба – это всегда некое (само)принуждение и (само)ограничение. Не говоря уже о науке как о самообучении индивида. В каждом отдельном человеке есть что-то хорошее, но не в толпе неграмотных. Требуется если не обучение, то воспитание этих людей, от чего современная школа практически устранилась. Естественно, функция современной школы – это «оказание услуги», а не воспитание. И абитуриенты – это конечный результат деятельности этой школы. То же и в вузах. Преобладает «услуговое мышление». Заплатил за присутствие на учебе – получил диплом, а не знания. Вузы оцениваются по умению зарабатывать деньги.

Экономика России в той части, которая встает на ноги, испытывает острый дефицит в линейных руководителях (организаторах), инженерах и специалистах в сфере эксплуатации технических систем. А преподаватели вузов недовольны студентами. По собственному опыту знаю, что решение уравнения с одним неизвестным (стандартная задача определения критической программы выпуска продукции) на втором курсе не под силу большинству будущих экономистов и менеджеров.

Выбивание массового интеллекта в революциях, войнах, перестройках даром не прошло. Не надо самообманываться. В целях самооценки предлагаю читателям этой статьи честно (без калькуляторов) решить задачку «в уме», которую решали в «лапотной России» школьники 12-14 лет. Определите, чему равно выражение:

(102+112+122+132+142) / 365

Интеллектуальный уровень в целом по стране за 100 лет не восстановился. В преддверии информационной экономики следует исправлять это положение быстро.



Добавить комментарий

Войти через соцсети