Пятнадцать лет назад вышел нулевой (пилотный) номер тогда еще еженедельной газеты «Коммерсантъ». А с 8 января 1990 года газета стала выходить в регулярном режиме. К чему это привело, знают сегодня не только сотни тысяч читателей изданий с логотипом «Ъ», но и сотни тысяч читателей других газет и журналов, возникших за последнее десятилетие. Новые технологии издательского дома «Коммерсантъ» оказали влияние на весь рынок российской прессы, а команда коммерсантовской школы сегодня участвуют в производстве большинства популярных российских СМИ.


“Коммерсантъ” во Владивостоке

Новая идея. «Коммерсантъ», как известно, произошел из кооператива «Факт». Это был один из самых первых кооперативов в стране, зарегистрированный 15 июня 1988 года, вскоре после выхода закона о кооперации. В те времена модно было повторять крылатую фразу: «Кто владеет информацией – владеет миром». Но мало кто знал, где эту информацию взять и кому и почем ее можно потом предложить. Поэтому у основателя издательской империи «Коммерсантъ» Владимира Яковлева возникла идея создать информационную службу для поддержки первых кооперативов. Он привлек к делу серьезных профессионалов, которые наладили правовую защиту первых кооперативов. В феврале-марте 1989 года возникла идея информационного агентства. Появился «Постфактум». А затем произошла встреча Яковлева с Артемом Тарасовым – первым советским человеком, у которого хватило смелости объявить себя миллионером. В разговоре с ним Яковлев задался вопросом: «А почему бы не создать первое в стране частное, независимое издание для регулярной публикации новостей о кооперативном движении?» Дело было окончательно оформлено в начале лета 1989 года, когда первый съезд Союза кооперативов СССР одобрил идею создания печатного органа, который будет представлять его интересы. Но Яковлев не стал представлять интересы Союза. По его мнению, печатное издание не должно представлять ничьих интересов, кроме интересов самой редакции.

Новая журналистика. Первые же номера принесли изданию успех. Газета с первоначальным тиражом 40 тысяч экземпляров разлеталась мгновенно, и вскоре спекулянты торговали ею в переходах метро. А уже через год тираж газеты вырос до 500 тысяч экземпляров. Столь неожиданный прорыв на рынок нового издания можно объяснить, конечно, и тем, что никакого рынка тогда еще не было. Все государственные издания были заняты «разбором полетов» за последние 70 лет. Для «Коммерсанта» же никакой советской власти словно не было. Он обращался к новой социальной группе, которую власть интересовала лишь в одном смысле: как сделать, чтобы она не мешала работать, – к первым предпринимателям. И газета была им нужна как практический инструмент для работы и как точная сводка деловых новостей.

Сегодня то, что тогда было открытием «Коммерсанта», кажется нормой. Яковлев с соратниками первыми ввели западный принцип подачи информации – «принцип перевернутой пирамиды»: в первых трех фразах сжато излагается суть информации: что, где, когда. Так появилась вводка (lead в американской терминологии). С тех пор это непременный атрибут любой заметки в любом издании «Ъ». И лишь после этой вводки следуют подробности. Кроме того, в последние годы в ИД «Ъ» появилась служба proofreader*ов, которые отслеживают статьи на предмет их ангажированности и соответствия коммерсантовским стандартам. И еще: только факты, никаких оценок, никакой морали и уж тем более никакой «личной авторской и гражданской позиции».

Новаторство «Коммерсанта» проявилось и в агрессивности рыночной стратегии. С 1993 года ИД «Ъ» начал захватывать рыночные ниши. В том же году вместо еженедельного «Коммерсанта» возник первый в стране цветной еженедельный журнал «Ъ» (сегодня – «Коммерсантъ-ВЛАСТЬ». В следующем году появился ежемесячник «АВТОПИЛОТ» и еженедельник «Коммерсантъ-ДЕНЬГИ».

В годы, когда еще не существовало рекламного рынка, «Ъ» бесплатно публиковал так называемые справки «Ъ» и контактные телефоны, разогревая рынок рекламы. Плоды этой стратегии пожинались в сверхприбыльном 1993 году, когда не имевший конкурентов «Ъ» в одиночку собирал всю рекламу крупного бизнеса. А на рубеже 1994-1995 годов новый всплеск рекламных доходов позволил развить региональные проекты с выпуском местного приложения газеты день в день и выйти таким образом на уровень федеральной газеты. В этом смысле «Коммерсантъ» стал пионером по продвижению «толстой» ежедневной газеты в регионы.

В сентябре 2002 г. впервые была выпущена ежедневная газета «Коммерсантъ» с дальневосточной полосой. Издание распространяется на территории Хабаровского и Приморского краев, Амурской области и Еврейской автономной области. 95% тиража распространяется по подписке в организации, что создает многократный эффект тиражирования информации. С марта этого года газета впервые печатается во Владивостоке, что, наконец-то, позволило приморским коммерсантам получать оперативную деловую информацию день в день.

На сегодняшний день ИД «Коммерсантъ» стоит вне конкуренции на рынке печатных средств массовой информации не только потому, что умеет работать, но и по другой очевидной причине: долгое время у него просто не было конкурентов. Всегда и во всем «Коммерсантъ» был первым.



Добавить комментарий

Войти через соцсети